Резиденция властителя Алании станет музеем под открытым небом?

По следам публикаций в «КГ»

Резиденция властителя Алании станет музеем под открытым небом?

 

На опубликованную в предыдущем номере «Кисловодской газеты» корреспонденцию «Замок владыки Западной Алании в Кисловодске» откликнулись региональные и федеральные средства массовой информации.

В конце минувшей недели в Кисловодск приехали съёмочные группы корпункта Всероссийской государственной телерадиокомпании в Ставропольском крае и Ставропольской телерадиокомпании «Своё ТВ» чтобы сделать видеосюжеты об археологическом комплексе «Горное эхо».

На месте съёмок присутствовал крупнейший специалист по изучению данного исторического памятника и соавтор книги «Проект создания музея под открытым небом «Горное эхо» в Кисловодске» Сергей Савенко.

Корреспондент «КГ» вновь побывал в средневековом городище и вместе с коллегами выслушал весьма содержательный комментарий Сергея Николаевича.

Открыли аланское городище и воспитали его будущих исследователей

Профессиональный археолог Сергей Савенко в прошлом – заместитель главы города-курорта Кисловодска, директор Кисловодского историко-краеведческого музея «Крепость», Пятигорского краеведческого музея, а ныне – заведующий сектором природы и археологии Пятигорского краеведческого музея. Он сразу обозначил отправную точку разговора:

– Аланское городище «Горное эхо» открыли в 1956 году местные краеведы – любители археологии Николай Николаевич Михайлов и Андрей Петрович Рунич.

Сергей Николаевич пояснил, как они сделали это открытие.

Исследуя окраины Кисловодска, Михайлов и Рунич пришли к убеждению, что такое удивительное место как громадный скальный останец в ущелье реки Аликоновки не мог не привлекать внимание людей с давних времён.

Краеведы поднялись на скалу и увидели, что над естественным известняковым плато на несколько метров возвышались нагромождения камней. Николай Николаевич и Андрей Петрович поняли, что это развалины сооружений, построенных руками множества людей. Видимо, на этом месте в древности находилось крупное поселение.

Михайлов и Рунич не только отрыли аланское городище «Горное эхо», а и воспитали тех, кто его впоследствии исследовал.

Николай Николаевич Михайлов в 1957 году организовал в Кисловодске секцию любителей археологии и руководил ею до конца жизни. После его кончины в 1971 году секцию возглавил Андрей Петрович Рунич.

Сергей Николаевич вспоминает:

– Я начал заниматься археологией в секции Михайлова и Рунича в 1970 году, когда учился в шестом классе. Мы, ребята из многих школ Кисловодска, каждую субботу собирались в квартире Николая Николаевича Михайлова (летом – в беседке во дворе его дома) и слушали рассказы о различных древностях, а по воскресеньям выходили «в поля» для изучения памятников археологии.

Удивительно, но на заседания секции Михайлова и Рунича приходили не только дети, а и взрослые люди – археологи из Москвы и Ленинграда, из Грузии и республик Средней Азии. Они знакомились, делились рассказами о своих исследованиях друг с другом и ребятами.

Среди гостей кисловодских краеведов был и академик Михаил Евгеньевич Масон. За разговорами он присматривался к юным воспитанникам секции археологии. И в конце концов пригласил учиться в свой институт в Ташкенте наиболее перспективных кисловодских ребят – Эдварда Ртвеладзе и Геннадия Афанасьева.

Геннадий Евгеньевич Афанасьев после института вернулся в Кисловодск. Он раскопал одну постройку в городище «Горное эхо», а потом работал в институте археологии в Москве, стал доктором наук.

Эдвард Васильевич Ртвеладзе продолжал жить и работать в Ташкенте. Он стал ведущим археологом Средней Азии – академиком, членом верхней палаты Государственного Совета Узбекистана.

Среди кисловодских мальчишек, чью судьбу определили занятия в секции археологии Михайлова и Рунича, также были Яков Березин – впоследствии главный специалист ГУП «Наследие» министерства культуры Ставропольского края – и Сергей Савенко. Они продолжили дело Михайлова и Рунича.

Сергей Николаевич вспоминает:

– В 80-е годы минувшего века мы с Березиным вели в Кисловодске клуб любителей археологии «Искатель». Сначала при домоуправлении на улице Гагарина, а затем – при музее «Крепость».

Увы, с тех пор многое изменилось – и дети, и родители, и сама жизнь стала другой. Меня в школьные годы родители спокойно отпускали на два-три дня в экспедиции. Сейчас это сложно даже представить, не то что осуществить. Поэтому системной работы с подростками, интересующимися археологией, в Кисловодске никто не ведёт.

«Горное эхо» – археологическая жемчужина Кисловодска

Сергей Савенко как археолог-специалист, имеющий право производить раскопки, начал работать в городище «Горное эхо» в 1991 году.

Сергей Николаевич вспоминает:

– В «лихие 90-е годы» мы сражались с теми жителями близлежащих посёлков, кто стремился использовать камни с руин средневековых башен для строительства сараев у себя во дворах. Также нам удалось приостановить планы строительства дач на месте этого памятника и прокладки через него линии газопровода.

Большим подспорьем защитникам средневекового городища стало специальное постановление Правительства Ставропольского края №600 от 11 ноября 1995 года, включившее археологический памятник «Горное эхо» в Кисловодске в перечень объектов, подлежащих государственной охране.

В том же 1995 году Сергей Савенко, будучи директором Кисловодского музея «Крепость», привёл на скальное плато в ущелье реки Аликоновка заведующую сектором этноархеологии Института этнологии и антропологии Российской академии наук Ирину Аржанцеву.

То, что он ей показал и рассказал, так впечатлило столичного специалиста, что Ирина Аркадьевна с тех пор десять лет подряд летом привозила в «Горное эхо» из Москвы экспедицию археологов.

Аланы не случайно выбрали это место в ущелье реки Аликоновки. Местами естественный скальный останец имеет обрывы высотой 25 – 30 метров.

То есть он являлся естественной крепостью. Но аланы не ограничились только этой защитой, а с шестого и по начало девятого века нашей эры создали здесь целый крепостной комплекс. Верхняя площадка этого скального останца, которая занимает примерно один гектар, была полностью ограждена стеной и каменными валами с десятком боевых башен. Полуразрушенная центральная башня этой крепости, которая сейчас возвышается над скальным основанием на три метра, изначально была высотой более десяти метров.

Внутри городища находились дома, пролегали улицы. То есть оно имело черты раннего городского поселения, хотя в то время города только начинали формироваться.

Экспедиция Ирины Аржанцевой установила ещё один весьма примечательный факт: толщина стены основного крепостного сооружения «Горного эха» составляет 2,1 метра. Это точно установленная византийская норма толщины крепостных стен. Следовательно, к строительству этой крепости привлекали архитекторов из Византии или из других развитых стран того времени.

Рядом с главной башней аланской крепости, вероятно, находились покои властителя. Сергей Савенко полностью поддерживает версию Ирины Аржанцевой:

– Мы предполагаем, что это была резиденция правителя Алании, которого разные источники называют Сарозий, Сародий и даже Сарой. Без сомнения, он правил на Северном Кавказе во второй половине шестого века нашей эры. Об этом свидетельствуют многие источники.

Наверняка у Сарозия было несколько резиденций. По мере необходимости он переезжал из одной в другую. Останавливался правитель и здесь. Не исключено, что при дальнейших раскопках городища «Горное эхо» удастся обнаружить его гробницу.

Превратить «Горное эхо» в туристический бренд Кисловодска можно только когда городище станет музеем под открытым небом

Сергей Савенко подвёл итог десятилетних трудов столичных коллег, в которых он и сам лично участвовал:

– На археологическом памятнике «Горное эхо», где только верхнее плато скального останца занимает один гектар, экспедиции под руководством Ирины Аржанцевой за десять сезонов вскрыли в общей сложности около 800 квадратных метров застройки. Там археологи нашли много интересных артефактов. Ирина Аржанцева написала о них большую научную статью, несколько раз выступала с докладами на международных конференциях. Но это максимум один процент от объёма артефактов, которые здесь можно найти при дальнейших раскопках.

Сергей Николаевич указал, что в отдельных местах городища толщина насыщенного артефактами культурного слоя составляет более двух метров.

Много научных открытий сулят и последствия стихийного бедствия. Геологи, которые здесь работали, считают, что городище «Горное эхо» пережило сильное землетрясение. В один момент все дома на улицах были разрушены. Под упавшими зданиями могли сохраниться закрытые комплексы жизнедеятельности людей.

В городище «Горное эхо» прослеживаются два строительных горизонта. Постройки шестого-седьмого века частично разрушило землетрясение. Потом люди вернулись, и в городище появились постройки более позднего времени.

Причин, почему в девятом веке аланы покинули это поселение, могло быть несколько. Это и экологические проблемы, и эпидемия (например, «чёрная смерть» из Византии распространилась на многие соседние страны), и нашествие на Северный Кавказ других племён.

В 2005 году Ирина Аржанцева провела на комплексе «Горное эхо» последнюю экспедицию. С тех пор она уже много лет руководит археологической экспедицией в Казахстане.

Что касается целесообразности возобновления раскопок в резиденции властителя Алании Сарозия, то Сергей Савенко пояснил:

– У археологов, как и у врачей, есть клятва «Не навреди». Археологи ныне раскапывают только те объекты, которые могут быть разрушены вследствие застройки, либо те, по которым принят комплексный план их изучения с последующей музеефикацией.

В 2003 году Сергей Савенко и Ирина Аржанцева опубликовали «Проект создания музея под открытым небом «Горное эхо» в Кисловодске».

По этому поводу Ирина Аркадьевна встречалась с губернатором Ставрополья Гаевским. А в администрации Кисловодска проводили пресс-конференцию с участием специалистов из Москвы, Санкт-Петербурга и Великобритании. Все соглашались, что музей нужен, но никаких конкретных шагов так и не было предпринято.

Губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров нацелен на всемерное развитие внутреннего туризма. У археологического комплекса «Горное эхо» огромные перспективы в качестве туристического объекта. По одну сторону от него находится Старое озеро Кисловодска, куда после завершения реконструкции хлынет множество людей, по другую – весьма популярный у туристов «Замок Коварства и любви».

Сергей Савенко пояснил, что создание музея под открытым небом «Горное эхо» следует начать с установления минимального штата постоянных сотрудников: руководитель, научный сотрудник и три смотрителя, которые летом и зимой дежурили бы сутки через двое. Научный сотрудник – профессиональный археолог – будет круглый год проводить здесь локальные раскопки, а летом три месяца участвовать в полноценных экспедициях.

Туристы должны осматривать городище только под присмотром сотрудников музея со специально подготовленных площадок. Они смогут наблюдать, как каждый год экспедиции будут «вскрывать» новую территорию городища, и увидеть выставку найденных артефактов.

Также необходимо предусмотреть места, где посетители музея под открытым небом могли бы оставить транспорт, а при желании и сами остановиться на несколько дней.

Но пока этого не сделано, туристов в аланское городище пускать нельзя. Потому что они уничтожат уже раскопанные постройки.

Вывод, озвученный Сергеем Николаевичем Савенко таков:

– Научная сторона для создания музея под открытым небом «Горное эхо» подготовлена в достаточной степени. Для реализации проекта нужна только воля руководителей края и города!

Николай БЛИЗНЮК

Фото автора

На снимках:

Фото 1, 2: Сергей Савенко убеждён, что археологический комплекс «Горное эхо» необходимо как можно скорее сделать музеем под открытым небом

Фото 3: Съёмочная группа ВГТРК берёт интервью у Сергея Савенко на руинах главной оборонительной башни крепости

Фото 4: Съёмочная группа краевого телевидения «Своё ТВ» штурмует естественные укрепления аланского городища

Фото 5: Аланы – одни из предков карачаевцев.