Расширяют горизонты особенных детей

Расширяют горизонты особенных детей

В конкурсе, проведённом в этом году администрацией города-курорта Кисловодска среди социально-ориентированных некоммерческих организаций, победила Ассоциация «Общеобразовательная школа №21», которая получила субсидию на реализацию социального проекта для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья «Счастливая осень».

Это далеко не первый успех уникального не только в городе-курорте Кисловодске, а и во всём Ставропольском крае образовательного учреждения. В просторном кабинете директора Ассоциации Наталии Токаревой почти вся стена увешана различными дипломами и Благодарственными письмами, заслуженными за 19 лет учащимися этой школы с инклюзивным образованием (таким, когда вместе со здоровыми детьми занимаются дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды) и подвижническим трудом сотрудников этого некоммерческого партнёрства.

Наталия Алексеевна с гордостью говорит:

– В мае нынешнего года на конкурсе «Бизнес-успех» система нашей работы была признана лучшим социальным проектом в Российской Федерации. Мы – единственная организация в Ставропольском крае, которая получила два приза этого конкурса – золотой «Домкрат» за победу в региональном конкурсе и хрустальный – за победу во Всероссийском.

Как и большинство успешных проектов, школа с инклюзивным образованием появилась в городе-курорте Кисловодске благодаря инициативе одного человека, подкреплённой личными мотивами.

После окончания механико-математического факультета Ростовского госуниверситета Наталия Токарева начала работать преподавателем математики в школе №8. Уже через два года она стала заместителем директора по воспитательной работе. Потом получила квалификацию педагога-психолога. А ныне ещё имеет и квалификацию реабилитолога.

Возможно, успешная карьера Наталии Токаревой в обычной школе продолжалась бы и по сей день, но вмешалось личное обстоятельство: тяжело заболел маленький сын.

Вот как вспоминает то время Наталия Алексеевна:

– После операции на сердце врачи однозначно говорили, что для моего сына допустимо только домашнее обучение. В 2002 году, когда Степан был ещё маленьким, я задумалась: где учить ребёнка, чтобы он вырос социализированным и состоялся во взрослой жизни?

Когда углубилась в тему, то выяснила, что есть много родителей, которые озабочены этой проблемой. Потому что не всегда общеобразовательные организации могут создать специальные условия для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Так возникло общественное объединение родителей в форме Ассоциации «Общеобразовательная школа №21», которая имеет статус некоммерческого партнёрства. В партнёрство входит большое количество родителей детей-инвалидов, которые на собственном опыте убедились в эффективности используемых нами методик.

Вот и мой сын Степан на сегодняшний день – состоявшийся молодой человек. Он успешно работает – занимается менеджментом. Женился, заочно учится в Астраханском государственном университете на специалиста по социальной работе.

В школе №21 вместе со здоровыми детьми обучают детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. В образовании такое совмещение называется инклюзией.

Вот как директор Н. Токарева объясняет специфику образовательного учреждения:

– На Ставрополье много организаций, которые специализируются на обучении детей с ДЦП, слепых или глухих. Мы же – единственные, кто работает по адаптированным программам модульного типа, которые позволяют создать специальные условия именно для детей всех назальных категорий.

У нас в команде трудятся не только педагоги, но и психологи, дефектологи. Практически каждый учитель имеет дополнительное образование педагога-психолога. Кроме того, у нас в штате есть педиатр и невролог. Все медработники имеют квалификацию врача медико-социальной экспертизы.

Для каждого ребёнка разрабатывается индивидуальная программа реабилитации. Мы работаем совместно с министерством труда и социальной защиты Ставропольского края и получаем от него субсидию на оказание социально-педагогических и социально-психологических услуг.

Формирование позитивных интересов в сфере досуга, проведение совместных мероприятий имеют большую социальную значимость для детей с нарушениями. Когда они участвуют в общих мероприятиях со здоровыми детьми, то между ними стираются границы. В результате у детей, которых выпускает наша школа, очень высокий уровень социализации.

У Ассоциации нет своего здания. Начинали с того, что снимали помещение в санатории «Радуга». Сейчас школа арендует бывшее офисное здание бывшей торгово-закупочной базы.

Собственник, который находится в Москве, помещения на первом этаже сдал под магазины. В оставшейся части здания школе очень тесно.

В этом я убедился воочию, когда вслед за Наталией Алексеевной обошёл классы, в которых 17 педагогов обучают с первого по одиннадцатый класс 135 ребят, из которых 45 – дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды.

В кисловодскую школу №21 приезжают учиться дети-инвалиды из многих городов, где нет таких комплексных программ. Родители месяцами снимают в Кисловодске квартиры, потому что видят прогресс в развитии сына или дочери.

В одном из классов на уроке русского языка я познакомился с подростком из Ростова и с семьёй из Волгограда: мама ребёнка с аутизмом сидела рядом с сыном и помогала выполнять задания педагога.

Почему в школе №21 учатся больные дети – понятно. Но что привлекает сюда здоровых ребят?

У Наталии Токаревой есть чёткое объяснение:

– У нас очень высокий уровень образования. Родители с удовольствием приводят детей туда, где собралась сильная гвардия педагогов.

Сначала дети шли «на педагогов», а теперь идут и «на ком-фортные условия обучения».

Мы очень чётко распределяем нагрузку на детей. В классах малая наполняемость – до десяти человек. Родителям наших учащихся нет необходимости нанимать репетиторов, потому что все наши дети успевают. Если они в чём-то не разобрались, то мы, как в старые добрые времена, остаёмся с ними после уроков и изучаем трудные или непонятные темы.

Поэтому наши выпускники поступают в престижные вузы Ставрополя, Краснодара, Москвы и других крупных городов.

Ещё у нас есть специальные программы, которые избавляют детей от страхов перед ЕГЭ. Наши дети не падают в обморок на ЕГЭ, потому что психологи научились снимать все их страхи.

Ещё одна изюминка школы №21 – инновационное оборудование. В одном из классов я увидел в работе интерактивный стол, имеющий 72 предметные области. На изображении, выведенном на экран, ученик прикосновением пальца передвигал на нужное место отдельные предметы или слова. Ребятам это очень нравится. Сразу несколько человек тянули руки, желая поработать с интерактивным изображением.

Эффективность такого обучения весьма высока. Вот только стоит интерактивный стол почти миллион рублей. Некоммерче­ское партнёрство смогло его приобрести благодаря тому, что несколько лет назад Ассоциация «Общеобразовательная школа №21» получила прези-дентский грант в размере двух миллионов рублей.

Субсидия администрации города-курорта Кисловодска за победу в конкурсе среди социально ориентированных некоммерческих организаций в разы меньше, но и ей были очень рады все: и учащиеся, и педагоги.

К тому же участие в проекте «Счастливая осень» помогло ребятам приобщиться к прекрасному, развить их эстетический вкус, творческие способности.

Для детей начальных классов были проведены мастер-классы по темам: осеннее дерево; разноцветные листья; красивые сувениры из природного материала и овощей. Для старших классов: монотипия «Осенние листья»; осенняя икебана; «Дары золотой осени»; карвинг – поделки и фигуры из овощей; рисунки акварелью «Краски осени».

В актовом зале школы №21 по сей день висят огромные стенды с рисунками и фотографиями учащихся, которые они сделали, когда любовались красотами осени в парках и скверах города.

По итогам проведения конкурсов все участники получили грамоты, хорошее настроение, положительные эмоции, а дети-инвалиды – ещё и много новых компетенций. Класс-победитель был награждён поездкой в Архыз.

Что же касается полученной от администрации Кисловодска субсидии, то на неё решили приобрести единую форму для выступлений на различных концертах и конкурсах, чтобы отличаться от детских коллективов из других учебных заведений.

В частности, на всех майках будет напечатан логотип Ассоциации «Общеобразовательная школа №21 города-курорта Кисловодска».

Николай БЛИЗНЮК.

Фото автора.