Прекрасная выставка в станице Суворовской

Прекрасная выставка в станице Суворовской

Т.Д. БУЛГАКОВА

Прекрасная она по нескольким причинам: во-первых, хорошо организованна; во-вторых, это приятная поездка в станицу Суворовскую, в-третьих, выставка проходит в мастерской художника по адресу: улица Садовая, 209. А кто бывал в станице, знает, сколь протяженны две улицы в станице: Октябрьская и Садовая, которые тянутся вдоль реки Кумы, навевая длинные мотивы. Помните, как в народе говорят: «У казаков знаете какая песня – бесконечная». В-четвёртых, сам живописец очень интересен, как любой казак в станице; в-пятых, сама выставка…
Дальше можно перечислять и перечислять – ведь человеческое общение всегда несёт такое тепло, такую дружескую атмосферу, а столь камерное – утешает и вдохновляет, да и формат выставки.

В мастерской художника, которая находится во флигелёчке, на втором этаже, стоит буржуйка.
После осеннего первого морозца на улице, где каждая травинка застыла в белом наряде утреннего морозца, где низкий туман залёг на полях, скрывая то ли недавно вспаханную, то ли уже засеянную пашню, а солнышко лениво пробуждается, как бы вороша своими лучами это пуховое одеяло тумана, мы поднимается в обжигающе жаркое пространство.
Или нам всем показалось, или нам всем есть от чего сразу ощутить жар, исходящий не только от печки, но и от картин.
Вот и всё.
Нет реальности, нет ничего, кроме тебя и твоих воспоминаний о прочитанном когда-то романе. Визитёрам уже есть, что вспомнить, как искали журнал «Москва» в 1967, чтобы прочитать всколыхнувших интеллектуалов журнальный вариант романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, как искали его полную версию, которая была издана в 1977.
Что только не предлагали за эту книгу!
Те, кто выезжал за границу, там покупал эту книгу.
А остальные…
Нет.
Ну что вы? Как вы подумали…
Не продавали свою душу, но…
Просто мы не все случаи знаем.
Молчание от созерцания картин никто не нарушал.
Последним поднялся в мастерскую сам художник.
Была ли им задумана эта пауза? Не знаю, да кто их разберёт этих казаков, но так всё было четко организовано до этого, что можно было подумать, что он продумал даже наши реакции на картины.
Художник взял слово – рассказать: как он встретил этот роман, как он увлёк его, да, впрочем, как любого читателя, как он всё углублялся и углублялся в его познание.
Художники – это люди молчаливые, в большинстве, неразговорчивые…
Но…
Сначала были наброски-иллюстрации после прочтения, потом изучение трудов философов, лингвистов, писателей. После одного открытия, шло другое и требовало уже иных образов, иных зарисовок… Изучение трактатов…
Юрий Лотман, труды которого изучает художник, дарит Олегу Абрамовичу открытия: “…на равных правах могут фигурировать законченное произведение и неосуществленный замысел, черновики и варианты произведения”.
“…приписывается значение истинности, тем не менее, может оказаться ложью…”.
” Текст – не только генератор новых смыслов, но и конденсатор культурной памяти”.
«Текст знает больше автора».
Вот и он приблизился к новому этапу.
Прочитан и изучен роман Гёте «Фауст», после которого открылась другая даль понимания-непонимания романа, которая потянула за собой другие иллюстрации, другие сюжеты для переосмысления.
Теперь уже захотелось живописать своё понимание.
Картины появлялись не то, чтобы трудно, да как у любого творческого человека…
Искал разные ракурсы, воображал выражение лиц, искал подсказки для изображения недосказанности романа через визуализацию иного мазка…
Представлены три этюда суда, где зритель сам выбирает позу прокуратора Иудеи Понтия Пилата и…
Вспомнили?
Тогда перечитайте.
Михаил Булгаков описывает в романе сюжет, взятый из Евангелия от Иоанна (18:38).
Искусствоведы уже вспомнили картину Николая Ге.
Художник не ставит точки, он ищет метод прерывания человеческого восприятия, как инструмента сопереживания литературного произведения.
Создатель произведения Михаил Булгаков пишет долго, отрывисто, сжигая какие-то эпизоды.

Читатель, погрузившийся в чтение романа, оказавшийся в ином мире, вне времени и пространства, в мире ищущего понимание своего времени писателя, создающего кропотливо не описание, а метод управления беспредельным воображением человека, инструмент познания человеком себя самого, своих возможностей, своего человеческого любопытства жизнью.
Дальше…
Иллюстрации к роману “Мастер и Маргарита” “мерцают” разными значениями: текст ведет пытливого, любопытного, сильного в своих духовных изысканиях; открывает огромное количество людей, которые хоть однажды произнесли: «А «Мастер и Маргарита»? Я сейчас перечитываю…».

В мире два романа, которые самые перечитываемые – это «Гарри Поттер» – на первом месте и « Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова – на втором.

Если есть дар преображения вербального языка в пластический, то существует и огромное количество пластических образов прочтения романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».

Член Творческого Союза художников России Олег Абрамович знакомит нас со своими исканиями и находками в своей мастерской, возрождая забытую форму “квартирника”, искусно вписав её в культурное пространство Кавказских Минеральных Вод.