ПоХождения бабушки Фроси Ворчуновой. Иван ДмитриевичИноземцев

ПоХождения бабушки Фроси Ворчуновой

О том, как дача на улице знаменитого Фёдора Шаляпина познакомила с легендарным инженером-железнодорожником

Родненькие! Продолжаем стучать палками по ставшему сразу родным Кисловодску. Намедни, не спеша прогуливаясь по улице русского царь-баса Фёдора Шаляпина, 150-летие которого в этом году будет широко отмечаться и в России, и в любимом и им, и нами Кисловодске, заметила интересное здание. Подошла ближе… Оказалось что это не один дом, а два. Две похожие старинные дачи, выстроенные в зеркальном отражении. Умели же шутить архитекторы конца XIX – начала ХХ века!

На фронтоне выложена дата постройки – 1900 год. Есть табличка «Особняк, памятник регионального значения». Оба здания принадлежат Центральному военному санаторию – в одном приёмное отделение, во втором аптека.

Стало интересно, кто же был первым хозяином столь удивительных построек, ведь большинство старинных домов Кисловодска имеют потрясающе интересную историю и выдающихся хозяев. Но, к сожалению, ни один из полутора десятков прохожих не смогли пояснить ничего вразумительного. Подошла к группке таксистов преклонного возраста у железнодорожного вокзала. Они, ухмыльнувшись, сказали: «Тут кругом только Шаляпин!»

Но понимая, что такого просто не может быть, я стала терпеливо ждать знатока истории Кисловодска и дождалась-таки человека, который поведал, что это «Дача Иноземцева, он то ли барин крупный был, то ли чиновник». Эти сведения только подогрели мой интерес, и я отправилась во всемирную сеть. Сейчас я не только сама знаю об этом человеке почти всё, но и хочу поделиться с вами, потому как мне показалось странным, что местные люди не в курсе, кто такой Иван Иноземцев. Думаю, эта информация будет интересна как взрослым, так и школярам. Тем более что в этом году исполняется ровно 180 лет со дня его рождения.

2150 километров железнодорожных путей за 28 лет построил инженер путей сообщения, по сути, отец Северо-Кавказской железной дороги Иван Дмитриевич Иноземцев – управляющий Владикавказской железной дорогой (в том числе Минераловодской и Железноводской ветвями) в 1880-1907 годах.

Родился Иван Дмитриевич в 1843 году в Ставропольском крае – в станице Григорополисской. Будучи воспитанником Кубанского казачьего войска, Иван поступает в Институт корпуса инженеров путей сообщения в Санкт-Петербурге, после окончания которого производится в сотники со старшинством.

Далее командировка в распоряжение правления VIII округа путей сообщения для усовершенствования в практических занятиях. Затем, в 60-е, на изыскания под строительство дорог по ущелью реки Малая Лаба и от перевала Ашхо до реки Бзыби. Последние годы службы в военном ведомстве – производитель работ по войсковым путям сообщения (с 1871г.). Так получилось, что все 6 лет, отданные военной службе, были годами службы казачеству юга и трудному освоению края.

До строительства Северо-Кавказской железной дороги добраться из наших мест в столицу можно было только при помощи конного экипажа. Дорога от Кисловодска до Москвы занимала более двух недель, а до Санкт-Петербурга на неделю больше. Так что потребность в железнодорожном сообщении была огромной.

Вот почему прокладка дороги до Ростова-на-Дону стала буквально праздником для путешественников, деловых людей и всех любителей Предкавказья. Время в пути сократилось вдвое, стало много меньше неудобств, связанных с дорогой, а главное – путь На Воды стал безопасным.

В июне 1872 года была утверждена концессия на сооружение и эксплуатацию железной дороги от Ростова-на-Дону до Владикавказа и шоссе от станции Кумская (Минеральные Воды) на Железноводск, Пятигорск, Ессентуки и Кисловодск. Основная цель стройки – сделать Кавказ доступным для товарообмена с другими территориями российской империи. Местные мясо, шерсть, вина, фрукты, мёд, нефть и другая продукция нуждались в сбыте, но и Кавказу требовались металлоизделия, сахар, соль, стройматериалы и многое другое.

Уже через три года, в рекордно короткие сроки, был построен первый рельсовый путь Ростово-Владикавказской трассы – проложены рельсы, построены станции, налажена охрана пути. Требовались высококлассные специалисты, которые доведут ещё неблагоустроенную дорогу, до логического завершения. Министерство путей сообщения рекомендует бывшего начальника подвижного состава и тяги Юго-Западных железных дорог, за плечами которого была так же служба на Одесской и Киево-Брестской дорогах, 35-летнего Ивана Иноземцева.

Начав с первого трёхлетнего контракта, Иван Дмитриевич отслужил верой и правдой в должности управляющего дорогой здесь 29 лет, вплоть до 1907 года. Кстати, наш земляк в итоге дослужился до чина тайного советника, что в табели о рангах соответствует воинскому званию генерал-лейтенанта. Взятое им небольшое управление без надежд на процветание, достигло колоссальных размеров и успехов. Не забывал начальник о тружениках дороги, их бытовых потребностях – при нём были построены служебные и жилые дома, школы и технические училища, больницы, дома отдыха и общежития. Кратно увеличилась перевозка пассажиров и грузов по железной дороге в обе стороны.

Самое красивое здание, построенное Владикавказской железной дорогой при И.Д. Иноземцеве – это Курзал в Кисловодске. Сегодня в нём находится Северо-Кавказская государственная филармония имени В.И. Сафонова.

Под руководством Ивана Дмитриевича Владикавказская железная дорога стала образцовой в России.

Ещё при его жизни, когда Иноземцев уходил на пенсию, группа служащих железной дороги вышла с инициативой о сборе средств с целью создания «Капитала памяти инженера Иноземцева». Это было сделано с той целью, чтобы проценты с него могли расходоваться на стипендии и пособия учащимся различных заведений Владикавказской железной дороги, а также на содержание их в общежитиях. После смерти инженера Министерство путей сообщения учредило 2 стипендии его имени в Институте инженеров путей сообщения в Санкт-Петербурге.

Сама семья Иноземцева выбрала для себя место жительство в немецкой колонии Каррас, раскинувшейся у подножия горы Бештау. Своего жилья на Кавказе у управляющего не было, он снимал небольшой домик. Лишь позже Акционерное общество Владикавказской железной дороги построит ему дачу в стиле модерн со всеми хозяйственными постройками: кухней, конюшней, прачечной. Уйдя на пенсию по болезни в возрасте 65 лет, Иван Дмитриевич до конца жизни жил в этом доме.

До 1912 года семья Иноземцева живёт в Каррасе. В 1913-м сам Иван Дмитриевич отправляется на лечение в Москву, там его и не стало. Похоронили выдающегося инженера и Человека на Новодевичьем кладбище. Однако в 1914-м, во исполнение завещания, его прах был перевезён в Каррас. Супруга к тому времени возвела домашнюю церковь, небольшой храм для православных колонии. В нижнем этаже была устроена семейная часовня-усыпальница, где и поместили прах Ивана Дмитриевича Иноземцева. Правда, в 1928 году по указанию властей его перезахоронили на местном кладбище.

Ну и наконец, о дачах-близнецах в Кисловодске, которые принадлежали инженеру. Раньше они назывались «Уютность». Сам Иноземцев в них не жил. Они сдавались внаём отдыхающим. Дачи были очень комфортабельные и дорогие. Объявление в курортной газете издания около 1903 года гласило:

«Отдаются в Кисловодске барские дачи «Уютность» инженера И.Д. Иноземцева из семи комнат в 5 минутах ходьбы от Курзала по ровной пологой дороге с каминами и печами. При каждой даче большая веранда, отдельная комната для прислуги, кухня, сарай-ледник, водопровод, ватерклозет, канализация и все прочие удобства. Дачи находятся в сухой гористой местности, окружены садами. Мягкая мебель, зеркала, драпировки, кровати с пружинными матрацами. Посуда чайная, столовая и кухонная. В отдельном павильоне пианино для пользования всех дачников».

Всё недвижимое имущество унаследовала его супруга – Мария Карловна Иноземцева с детьми. При советской власти все иноземцевские дачи были национализированы.

В 1959 году имя славного инженера увековечивается – расположенные рядом посёлки Каррас и Николаевка объединили в посёлок городского типа с общим названием Иноземцево. Сегодня это железнодорожная станция, курортный посёлок в городском округе город-курорт Железноводск.

Ваша баба Фрося

Фото автора и из открытых источников