Почему курорт уродуют долгострои?

Проблемный вопрос

Почему курорт уродуют долгострои?

Пять лет назад эту тему обсуждали участники выездного заседания комитетов Совета Федерации в Кисловодске. Законодатели возмущались тем, что в городах-курортах Кавминвод находится около ста объектов, строительные работы на которых не ведутся от 3 до 20 лет. Они выслушали дельные предложения, в том числе и от тогдашнего главы города Александра Курбатова.

Но высокие гости уехали, а проблема долгостроев осталась.

В чём причина? На конкретных примерах об этом корреспондент «КГ» спросил и.о. начальника управления архитектуры и градостроительства администрации Кисловодска Георгия Сидорова.

Очевидно, что долгострои наносят большой урон имиджу Кавказских Минеральных Вод. И прежде всего города-курорта Кисловодска.

Допустим, россиянин из столицы или нефтегазодобывающего региона страны за большие деньги (сопоставимые с прайсом зарубежных курортов) купил путёвку в один из лучших кисловодских санаториев.

Вот он проехал величественный въездной знак с надписью «Кисловодск», с датой его основания – 1803 год, орденом Отечественной войны, которым наградили город-госпиталь за подвиги военных медиков и с изображением на высоченной стеле солнца, которое 360 дней в году сияет над лучшим курортом страны.

Гость, который везёт городу и горожанам деньги, обеспечивающие их благосостояние, восторгается видом Джинальского хребта, устремляющегося к Эльбрусу. А по другую сторону – живописнейшими обрывами Боргустанского хребта. Пересекая въездной мост, он оборачивается, чтобы запечатлеть изумительный горный «припёк» – жёлтые песчаниковые скалы в обрамлении тёмно-зелёного соснового бора, и… Обескураженный опускает фотоаппарат, потому что в самом центре этого великолепия в объектив попадают безобразные железобетонные конструкции с чёрными провалами вместо окон и дверей.

Если этот же гость приедет в Кисловодск через пять, через десять лет и увидит, что за въездным знаком его встречает то же самое безобразие, то какое мнение у него сложится? А как известно, первое впечатление – самое стойкое…

Как мне рассказывал Георгий Сидоров, будучи ещё в должности заместителя главного архитектора города, в конце 80-х годов прошлого века власти Кисловодска вознамерились совершить благое дело: вынести хозяйственный двор санатория «Луч» из центра курортной зоны на окраину города. Под него выделили обширный участок на склоне Боргустанского хребта – выше других предприятий и организаций, расположенных на улице Промышленной. Санаторий взялся его осваивать с богатырским размахом – возвёл железобетонный каркас огромного трёхэтажного здания и «коробки» подсобных строений из силикатного кирпича.

Потом в стране начались грандиозные перемены, которые больно ударили по санаторно-курортной отрасли. За всеми передрягами и реорганизациями у руководства санатория «Луч» руки не доходили до своего недостроенного хозяйственного двора.

Власти города периодически напоминали независимому субъекту хозяйственной деятельности, что одно из его подразделений наносит урон имиджу курорта. Руководители санатория кивали головой, обещали подумать, как достроить свой хозяйственный двор. И несколько лет назад даже взялись за дело. Но их энтузиазма хватило только на то, чтобы огородить территорию хоздвора высоким забором и установить по периметру столбы освещения.

И вот, спустя годы, я спрашиваю теперь уже исполняющего обязанности начальника управления архитектуры и градостроительства администрации Кисловодска Георгия Сидорова, есть ли надежда, что самый знаковый долгострой Кисловодска перестанет уродовать город-курорт?

Георгий Евгеньевич с ноткой надежды в голосе говорит, что в прошлом году представители администрации Кисловодска вели переговоры с собственником об этом долгострое. И встретили понимание со стороны руководителей ФГБУ «Центр медицинской реабилитации «Луч». Вплоть до того, что те обещали включить завершение строительства хоздвора на Боргустанском хребте в финансовый план учреждения на 2022 год.

Но, спустя минуту, в голосе моего собеседника появляются нотки сомнения:

– Сейчас все бюджетные учреждения ссылаются на большие финансовые потери, вызванные пандемией коронавируса. Возможно, и в ФГБУ «Луч» пересмотрят свои финансовые планы на этот год. В конце первого квартала мы проведём ревизию долгостроев и тогда узнаем судьбу хоздвора этой здравницы.

Другой знаковый долгострой города-курорта ежедневно режет глаз уже пятому главе Кисловодска. Стоит Евгению Ивановичу Моисееву глянуть в окно своего кабинета, как он тут же увидит трёхэтажный железобетонный каркас на улице Московской.

С этим изъяном в архитектурном облике Кисловодска Георгий Сидоров тоже хорошо знаком. Он поясняет, что лет десять назад собственник земельного участка на высоком берегу реки Берёзовой заключил договор с другим физическим лицом, которое быстро возвело железобетонный каркас трёхэтажного жилого дома, но оговорённые обязательства перед бывшим владельцем участка не выполнило. Тот возмутился и подал иск в суд. Лишь в прошлом году суд окончательно признал сделку купли-продажи земельного участка кабальной и вернул его прежнему владельцу, но уже с железобетонным каркасом здания.

По словам Георгия Сидорова, вернувший свой участок собственник понимает, что здание необходимо достроить и намерен это сделать. Но проигравший судебную тяжбу строитель не передал оппоненту ни проект, ни другую документацию на строительство дома. Теперь их придётся получать заново, а на это уйдёт уйма времени.

Наискосок от этого знакового долгостроя, за железной дорогой находится другая застарелая язва курорта – так называемая «городская баня». Обширное здание из красного кирпича стоит без крыши почти 30 лет. Видно, что верхние кирпичи уже стали крошиться от воздействия влаги. А ведь рядом с этим безобразным долгостроем – громадный санаторий «Виктория». А за ним «Целебный нарзан», «Электроника» и другие здравницы. То есть сотни отдыхающих со всех концов страны каждый день, а завсегдатаи – из года в год, видят это градостроительное безобразие.

Георгий Сидоров поясняет, что под эту «баню» и многоэтажный жилой дом по соседству много лет назад выделили единый земельный участок. Дом собственник построил полностью, а «баня», как показало недавно проведённое обследование объекта, готова на 20 процентов.

Решать, каким образом побудить собственника завершить строительство, власти города будут в конце первого квартала, после ревизии всех долгостроев.

Наискосок от этого долгостроя, за зданием «Лукойл-теплоэнерго», на берегу реки Берёзовой находится недостроенное трёхэтажное здание из красного кирпича. Его безобразный фасад выходит прямо на начало проспекта Победы. То есть почти все гости курорта вынуждены лицезреть и это безобразие.

И.о. начальника управления архитектуры и градостроительства долго рассказывает о многочисленных судебных тяжбах, которые администрация города уже несколько лет ведёт с собственником здания. Согласно последнему решению суда здание признано самостроем. Но собственник его сносить не собирается, а властям муниципалитета служители Фемиды не разрешили самим снести здание и затем взыскать расходы с собственника. Сейчас администрация Кисловодска оспаривает этот пункт в очередной судебной инстанции.

Рядом с этим долгостроем находится Октябрьская площадь. Большая часть автомобилей и автобусов огибает её и направляется вверх по улице Горького. Там находится Центральный рынок города. А выше от него – развилка на Центральную городскую больницу и на популярнейшую в прошлом и в будущем зону отдыха – Старое озеро.

На этой развилке, через которую каждый день следуют сотни автомобилей, находится долгострой, начало строительства которого припомнят разве что дедушки и бабушки нынешних школьников. Говорят, первоначально там собирались возвести Дворец культуры медиков. Но по той документации, которая на сегодняшний день имеется в управлении архитектуры и градостроительства, значится, что там строят торгово-развлекательный центр.

Впрочем, хрен редьки не слаще. Бетонный остов недостроенного здания уже несколько десятилетий уродует самое бойкое место города-курорта.

Георгий Сидоров поясняет, что у этого долгостроя несколько раз менялись собственники. Все они юридические лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации, но за пределами Ставропольского края.

Нынешний собственник приостановил работы якобы из-за запрета пожарных. Вокруг тыльной и боковой частей здания не было дороги для проезда пожарных машин. Администрация города пошла навстречу застройщику и выделила участок земли под эту дорогу.

Однако собственник так и не возобновил работы. По сведениям Георгия Сидорова нынешний собственник этого долгостроя сейчас проходит процедуру банкротства. Когда она завершится, и какие меры в отношении долгостроя в Кисловодске предпримет конкурсный управляющий – одному Богу известно…

Я мог бы ещё долго продолжать экскурсию по кисловодским долгостроям. Например, заглянуть в огромную недостроенную клинику ФМБА за мемориальным музеем-усадьбой художника Ярошенко, на руины недостроенного санатория «Каскад» РАО ЕЭС за санаторием Управления делами Президента РФ «Заря». И так далее, и тому подобное… А обойти все объекты индивидуального жилищного строительства, которые начали возводить и на многие годы забросили, не хватит целого дня. Да и какой смысл?

Давайте лучше узнаем у и.о. начальника управления архитектуры и градостроительства администрации Кисловодска, как избавить курорт от уродующих его долгостроев.

Георгий Сидоров отвечает чётко и конкретно:

– Необходимо устранить пробелы в законодательстве. Я считаю, что необходимо законодательно обязать застройщика регистрировать свой объект незавершённого строительства на праве собственности и облагать его налогом. Причём установить налоговую ставку значительно выше, чем на завершённый объект. Это для того, чтобы застройщик был мотивирован как можно быстрее завершить строительство. Второе: надо установить для завершения строительства максимальный срок – три года от первоначального этапа. В случае его несоблюдения предоставить муниципалитетам право без выкупа изымать недостроенный объект и выставлять его на публичные торги на основании независимой оценки стоимости этой «коробочки». А вырученные средства направлять застройщику, не дожидаясь его обоснования понесённых расходов. Третий вариант – это карательная мера. Предоставить муниципалитету право признавать тот объект, строительство которого не было завершено в установленные сроки, самовольной постройкой. И, соответственно, дать нам право обращаться суд с иском о её сносе.

– Примерно то же самое пять лет назад говорили выступавшие на выездном заседании комитетов Совета Федерации в Кисловодске. Почему же до сих пор эти законы не приняты?

– Видимо, у законодателей тоже есть свои долгострои!..

Николай БЛИЗНЮК

Фото автора

На снимках:

Фото 1: На вопросы корреспондента «КГ» отвечает исполняющий обязанности начальника управления архитектуры и градостроительства Георгий Сидоров

Фото 2: Долгострой ФГБУ «ЦМР «Луч»

Фото 3: Долгострой на улице Московской

Фото 4: Последний собственник долгостроя рядом с Центральным рынком сейчас проходит процедуру банкротства