Ответственные за чистоту и порядок

Муниципальная практика

Ответственные за чистоту и порядок

На Всероссийский конкурс Минстроя России «Лучшая муниципальная практика» администрация города-курорта Кисловодска представила технологию обработки дорог зимой чистой пищевой солью. Это позволило успешно бороться со снегом и наледью, сократив в два раза расход чистящего состава на квадратный метр.

То, что сотрудники МБУ «Городская эксплуатирующая служба» успешно справляются и с летней уборкой города-курорта, стало очевидно в ходе недавнего визита на КМВ руководителей государства и субъектов РФ.

После совещания в Пятигорске высокие должностные лица проехали через весь Кисловодск на Государственную дачу. Облик улиц нашего города никого из них не разочаровал.

Да и жители Кисловодска в один голос говорят, что за последние два года их родной город заметно похорошел.

О том, как организовали уборку улиц и как наводят порядок с парковкой автомобилей корреспонденту «КГ» рассказал начальник МБУ «ГЭС» Анатолий Иващенко.

– Анатолий Николаевич, расскажите, пожалуйста, о задачах городской эксплуатирующей службы.

– Основная функция МБУ «ГЭС» – это уборка улиц, тротуаров и прочих муниципальных территорий. Таких, как сквер Победы, Курортный бульвар, проспект Ленина, мемориалы «Журавли», «Воинская слава» и так далее.

Также мы следим за чистотой и порядком дороги на Госдачу. Вот и в этот раз порядок вдоль правительственного маршрута мы обеспечили, хотя о визите на Кавминводы президента России не знали. Никаких замечаний по её состоянию от высоких должностных лиц не поступило.

При подготовке проезда кортежа президента через Кисловодск наши автомобили-эвакуаторы переставляли на другие парковочные места машины, мешавшие беспрепятственному проезду по улицам города.

Эксплуатирующая служба отвечает и за обслуживание бювета минеральных вод на проспекте Ленина. Мы провели аукцион и по его итогам заключили договор с подрядчиком, который ежедневно заправляет бювет минеральными водами «Ессентуки-4», «Славяновская» и «Кисловодский нарзан», по одному кубометру каждой. Ежедневно всю эту воду разбирают, потому что многие не только пьют её на месте, а и наливают минералку в бутылки, в пятилитровые ёмкости.

В ведении МБУ «ГЭС» находятся автомобили-эвакуаторы, которые по постановлению сотрудников ГАИ доставляют на штрафную стоянку неправильно припаркованные на улицах Кисловодска машины.

Сейчас по всему городу сотрудники комбината благоустройства косят траву, а мы убираем ту скошенную траву, которая падает на дорогу и тротуары. Я общался с директором комбината благоустройства Анатолием Лукьяненко и просил выполнять покос так, чтобы меньше скошенной травы вылетало с газонов. Он обещал проинструктировать косарей, чтобы они начинали косить от бордюров. Тогда большая часть скошенного будет падать не на проезжую часть улиц, а на газоны.

– Очевидно, что в зимний период убирать улицы города гораздо сложнее, чем летом. В зиму 2022-2023 годов в Кисловодске применили новую технологию борьбы со снежным накатом и гололёдом на дорогах. В чём её суть?

– В предыдущие годы, когда дороги обрабатывали песко-соляной смесью, использовали техническую соль. Да, она дешевле в приобретении. Но её расход значительно больше. К тому же в технической соли много различных примесей, которые потом приходится убирать. А главное – мы ушли от использования песка, который в городе-курорте образует много пыли.

Да, чистая соль в полтора-два раза дороже технической. Но на её покупку денег мы затратили меньше, чем прежде расходовали на уборку раскиданной за зиму песко-соляной смеси в конце сезона.

С ноября 2022 года по февраль 2023 года включительно для обработки улиц мы израсходовали 700 тонн пищевой соли. А песко-соляной смеси в предыдущие годы за такой же период высыпали на дороги Кисловодска по две с половиной – три тысячи тонн.

Суть технологии такова. Специальная установка готовит 23-процентный раствор чистой пищевой соли.

Мы мониторим погоду. Перед ожидаемыми снегопадами обрабатываем улицы города этим рассолом. На квадратный метр асфальтобетонного покрытия попадает 40 миллиграммов соли в растворе. Для сравнения: в обычной чайной ложке помещается восемь граммов соли.

Снег, попадая на обработанную соляным раствором поверхность, превращается в жижу, которую мы убираем.

Если снегопад продолжается, то обрабатываем дороги солью, смоченной рассолом. Такая соль при попадании на снег и наледь активно вступает с ними в реакцию.

Предстоящей зимой мы вновь будем использовать эту технологию, если не придумают что-то ещё более качественное и эффективное.

Объём работ, ежедневно выполняемых МБУ «ГЭС», огромный. Как удаётся справляться?

– За последние годы руководство города-курорта Кисловодска при поддержке губернатора Ставрополья закупила для МБУ «ГЭС» современную высокопроизводительную коммунальную технику.

Однако без ручного труда при уборке города не обойтись никак, потому что даже малогабаритная техника по многим узким местам не может пройти. Также вручную убираем мемориальные комплексы «Журавли» на проспекте Мира и «Воинская слава» на проезде Цандера.

По штатному расписанию у нас должно быть 68 уборщиков территории. Их зарплата в среднем составляет более 20 тысяч рублей. Кроме того, мы выплачиваем премиальные за работу в выходные и в праздничные дни. Плюс полный социальный пакет. Тем не менее штат укомплектован только на 85 процентов.

Уборщиками территории работают в основном женщины пенсионного возраста. Есть и люди среднего возраста, начиная с 40 лет. А вот мужчин в возрасте 20 – 35 лет, у которых маленькие дети и неработающая супруга, заработная плата в 20 тысяч рублей не устраивает. Они ищут пусть временную, но более высокооплачиваемую работу.

МБУ «ГЭС» предоставляет работу подопечным Управления исполнения наказания. Для них специально держим вакансии. Отбывающих наказание мы ставим на определённый участок работы, где их контролируют сотрудники УИН и наши мастера.

– Понятно, что ручной труд при уборке улиц города был, есть и в обозримом будущем останется.

При этом очевидно, что наш город-курорт стал значительно чище благодаря появлению новой высокопроизводительной уборочной техники.

– У нас имеются шесть вакуумно-подметальных машин, установленных на базе КамАЗов. Они выполняют широкий спектр уборочных работ.

Также для МБУ «ГЭС» в 2021 году приобрели три малогабаритные высокоманёвренные машины ВКМ 20/20. Они убирают широкие тротуары, проспект Ленина, Курортный бульвар, а также проезжую часть в тех местах, где ветки деревьев низко свисают над дорогой. Потому что уборочные машины на базе высокого КамАЗа их поломают.

К сожалению, вся эта техника – немецкого и итальянского производства. А обслуживавшие её фирмы ушли с российского рынка. Поэтому возникают трудности с ремонтом. Ищем остатки запасных частей на складах или заменяем недостающие отечественными аналогами.

Со следующего года МБУ «ГЭС» планирует заниматься и «латочным» ремонтом асфальтового покрытия. Для этого у нас есть две единицы специальной техники, с помощью которой и в зимнее время можно ремонтировать дорожное покрытие литым асфальтом, который гораздо прочнее обычного покрытия.

– Появление зелёных автомобилей-эвакуаторов на улицах Кисловодска удивило прохожих и ошарашило многих автомобилистов. Что показала практика их использования?

– Эвакуация работает круглосуточно и достаточно плодотворно. Обычно мы используем два эвакуатора из четырёх имеющихся, потому что МБУ «ГЭС» может эвакуировать неправильно припаркованные автомобили только по постановлению сотрудника ГАИ, который вынес решение об административном правонарушении. У ГАИ много различных задач и весьма ограниченный штат. Поэтому нам приходится работать только с одним экипажем автомобильной инспекции.

Загруженность штрафстоянки на улице Промышленной достаточно большая. Поскольку там есть видеонаблюдение, освещение, охрана и «тревожная кнопка», то сотрудники полиции ставят на штрафстоянку автомобили, попавшие в ДТП, и те, которые проходят по уголовным делам.

Что касается автомобилей, которые эвакуаторы доставляют за административные нарушения, то их, как правило, забирают в тот же день. Предварительно заплатив 2853 рубля за эвакуацию и по 42 рубля за каждый час охраны на штрафстоянке.

Каждый месяц мы эвакуируем в среднем по 280 – 300 неправильно припаркованных автомобилей.

– Цифры весьма солидные. Но неправильно припаркованных машин на улицах Кисловодска по-прежнему очень много.

– Мы можем эвакуировать на штрафстоянку гораздо больше автомобилей нарушителей. При условии, что сотрудники ГАИ будут успевать оформлять постановления об административных нарушениях. Но даже тогда проблему полностью не решим.

Все видели, что на майские праздники город Кисловодск просто «стоял» от наплыва иногороднего транспорта. По некоторым улицам даже эвакуатор не мог проехать. Мы загружали и увозили автомобиль нарушителя. И тут же на его место ставили другую машину, а её владельцы и пассажиры отправлялись гулять по городу!

Человек должен понимать: оставив машину в неположенном месте, он загородил проезд не только автолюбителям, а и спецтранспорту: пожарной машине, «карете» скорой помощи.

Глава Кисловодска Евгений Иванович Моисеев планирует, что при реконструкции улиц Кирова, Желябова, проспекта Дзержинского будут образованы специальные «карманы», где машины придётся ставить не перпендикулярно, а параллельно дороге. Некоторые из парковок будут платными. Так будет чуть проще поддерживать порядок.

Радикально же улучшится положение дел с парковкой автотранспорта только тогда, когда построят Западный и Северный обходы города, а также отсекающую парковку на три тысячи мест.

На эту парковку будут ставить иногородние автомобили. Их владельцы пересядут в экологически чистый автобус и поедут в город отдыхать.

По статистике, в выходные дни в Кисловодске бывает до 18 тысяч проезжающих автомобилей. Тех, которые направляются на Джилы-Су, на гору Баран, Бермамыт и так далее. Объездные дороги снимут эту нагрузку с проспекта Победы и многих других улиц города.

Я постоянно присутствую на планёрках у главы Кисловодска, поэтому знаю, что документы на обе объездные дороги и отсекающую стоянку уже направлены на экспертизу. Весьма вероятно, что в 2024 году начнётся реализация этих проектов. Уже сейчас руководство города-курорта ведёт переговоры с возможными подрядчиками.

Вёл интервью Николай БЛИЗНЮК