На въезде в город появится красивая набережная

На въезде в город появится красивая набережная

Несмотря на ненастную погоду, сотрудники предприятия ПМК-38, которым руководит депутат городской Думы Исса  Кульчаев, продолжают строить набережную во въездном районе Кисловодска.

Набережную реки Подкумок рядом со спорткомплексом имени Героя Советского Союза Георгия Романенко благоустраивают по краевой программе «Комфортная городская среда».

Средства на реализацию проекта поступили из краевого и частично – из муниципального бюджетов.  

С самого начала и по сей день работу на этом объекте организует прораб Хусей Саров. 

Вот и сегодня, несмотря на холодный моросящий дождь, прораб с утра на будущей набережной. Хусей  Ахматович с досадой вспоминает:

– Мы пришли на объект еще в апреле. Только начали работать, и тут выяснилось, что в проекте  есть неувязки. Больше двух месяцев мы были вынуждены простаивать – ждать пока переделают проект. Если бы не проблемы с проектом – давно бы все закончили, еще летом.

Бригады ПМК-38 возобновили благоустройство набережной лишь в середине июля. Пришлось почти полностью переделывать ливневую канализацию. Прораб объясняет почему:

– Прямоугольный бетонный лоток, который установили по первоначальному проекту, заиливается.  Мы положили в него круглую полиэтиленовую трубу и закрыли ее. Теперь  все стоки  будут перехватывать специальные, красиво оформленные приемники. 

От въездного автомобильного моста в город к скалодрому и зданию ФОКа мы идем по идеально вымощенной цветной бетонной плиткой набережной пятиметровой ширины. Слева двухметровая бордовая полоса для велосипедистов и самокатчиков, справа – трехметровая серо-белая для пешеходов. Места хватит всем. Главное, чтобы отдыхающие привыкли к порядку и   придерживались каждый своей полосы.

Хусей Саров рассказывает:

– Первоначально планировали уложить здесь плитку четырехсантиметровой толщины. Но потом решили, что она слабовата. Выбрали шестисантиметровую плитку, которую изготавливают в селе Кочубеевском. Обычно мы даем гарантию на пять лет. Но я уверен, что набережная с этим покрытием прослужит не меньше 30 лет.

Между железобетонными плитами защитной дамбы реки и мощеной дорогой – просвет в два десятка сантиметров. В нем уже установлены основания для столбов освещения. К ним от трансформаторной подстанции, что находится возле здания ФОКа, уже подвели кабель. В этот же просвет вмонтируют красивое, из нержавеющей стали, ограждение.  Его уже заказали   в Ставрополе и со дня на день должны получить.

Все это надо очень аккуратно забетонировать. Специально для выполнения данной операции из моздокского подразделения ПМК-38 командировали высококлассного бетонщика-осетина Мурата Джантемирова.

Он готов хоть сегодня начать работу, но пока не привезли ограждения и стоит дождливая погода, вместе с другими членами бригады занимается подготовительными работами – устанавливает опалубку и застилает черной геотканью уже уложенную плитку, дабы случайно не забрызгать ее бетоном.

Напротив здания ФОКа находится большой разворотный круг набережной. Сразу за ним остановился громадный автомобиль с подъемным краном. Прораб представляет человека, который сидит за рулем и рычагами манипулирования:

– Это наш лучший крановщик – Виктор Юсупов. Не каждый согласится и отважится работать на такой машине.

Виктор Юрьевич поясняет, что его подъемный кран называется «Замлеон». Максимальная грузоподъемность 32 тонны.

– На нем я работаю с 2010 года.

Виктора Юрьевича смущает внимание прессы, и он кивает на коллегу – экскаваторщика-абазинца Ауэза Хутов.

Вместе с прорабом они подчеркивают, что на строительстве набережной в Кисловодске трудится интернациональный коллектив.

Между тем Хусей Саров продолжает показывать мне то, что уже сделано. В центре разворотного круга забетонировали  площадку  диаметром 14 метров.

– Дней через десять мы здесь приклеем резиновые плиты толщиной четыре сантиметра серо-синего цвета, чтобы гармонировали с цветом соседних ФОКа и скалодрома. Затем на этом мягком, безопасном покрытии установим оборудование универсальной детской площадки.

От разворотного круга, огибая площадку скалодрома, бригада плиточников уже начала укладывать параллельную полосу набережной.

Это самая сложная и трудоемкая часть работы. Сначала стелют геоткань, на нее – слой щебня. И поверх еще два слоя песка различной крупности. Тот песок, который будет непосредственно контактировать с тротуарной плиткой, смешивают с цементом, что гарантирует прочность сцепления. И теперь надо с точностью до миллиметра подогнать один камень брусчатки к другому.

Как пояснил прораб, обычно укладкой плитки занимаются 11 – 12 мастеров. Но сегодня из-за дождя им не успели подготовить фронт работ. Поэтому трудится лишь половина бригады. Они стремятся закончить самый сложный участок – полукругом обогнуть площадку скалодрома. 

Дальше уже пойдет вторая прямая полоса. Между первой и второй полосами  предусмотрена  зеленая зона. В шести местах их будут соединять переходы на той случай, если кому-то не захочется идти до разворотного круга.

Возле въездного автомобильного моста уже расчистили площадку и разместили штабели тротуарной плитки, которой вымостят малый разворотный круг. То есть, получится замкнутое кольцо протяженностью около километра с покрытием из высококачественной тротуарной плитки. По нему можно накрутить любой километраж прогулки пешком или на велосипеде.

А как люди будут попадать на эту набережную?

Этот мой вопрос нисколько не смутил прораба ПМК-38:

– В  проект объекта входит асфальтированная дорога с тротуаром – от улицы Промышленной до ворот спортивного комплекса. Ее мы тоже сделаем в этом году. Это бордюры ставить долго, а асфальт постелить – три дня работы.

А вот в ответ на другой мой вопрос: «Почему в проект не включили установку лестницы на спускающемся к будущей набережной откосе въездного автомобильного моста?» Хусей Ахматович лишь пожал плечами.

За разъяснениями пришлось обратиться к исполняющему обязанности начальника управления архитектуры и градостроительства города-курорта Кисловодска Георгию Сидорову.

Георгий Евгеньевич ответил четко и конкретно:

– Лестницу на откосе моста нельзя поставить. Потому что мост – это федеральный объект. Мы не имеем права включать его в региональный или муниципальный проект.

Что касается проекта строящейся набережной, в разработке концепции которой он участвовал, то Георгий Сидоров говорит:

– Хотелось бы большего, но не позволяет законодательство. Ограничения использования охранной зоны реки  продиктованы статьей 65 Водного кодекса. Но, возможно, в дальнейшем за счет Курортного сбора мы дополним набережную площадками досуга.

Что же касается общего впечатления от строящегося объекта, то  и. о.  начальника управления архитектуры и градостроительства города-курорта Кисловодска сказал:

– Я думаю, что получится хорошая набережная!

Николай Близнюк

Фото автора.