На кисловодском трамвае, за Кисловодские рубли

Конкурсы

На кисловодском трамвае, за Кисловодские рубли

На днях в расположенном в Пятигорске мультимедийном музее «Россия – моя история» состоялся муниципальный этап краевой интеллектуальной игры «Знатоки истории».

Команды из всех общеобразовательных школ Кисловодска состязались в знании истории своего родного города и Кавминвод в целом.

Больше всех баллов набрала и завоевала Кубок главы Кисловодска команда «Колыбель цивилизации» из гимназии №19. Она и представит наш город на региональном этапе игры.

О том, как проходила интеллектуальная игра «Знатоки истории», и за счёт чего команда «Колыбель цивилизации» победила, корреспондент «КГ» расспросил её куратора и участников.

В своём поздравлении победителям и призёрам конкурса глава Кисловодска Евгений Моисеев подчеркнул: «Все ребята показали удивительные знания истории, эрудицию, реакцию, находчивость».

Куратор команды «Колыбель цивилизации», учитель истории и обществознания Светлана Бондарева рассказала:

– До пандемии 2020 года наши гимназисты часто состязались в различных конкурсах по истории и краеведению. В частности, регулярно участвовали в деятельности «Хронографа», который проводил МКОУ ДО «ЦЕНТУР».

 Учащиеся гимназии – частые гости в музее «Крепость». Наши ребята занимали призовые места и во всероссийских конкурсах.

Это удаётся во многом благодаря тому, что в гимназии есть свой музей. Его создал и преумножил первый директор Владимир Пискунов, а помогала Владимиру Ивановичу известный знаток казачьей культуры Тамара Михайловна Лобова. Так в гимназии появились кабинеты: «Казачья хата», «Андрея Губина», «Льва Толстого» и посвящённый Великой Отечественной войне «Город-госпиталь». Большинство музейных экспонатов находятся в коридорах гимназии. Так что ответы на многие вопросы, которые задавали в Пятигорске, у наших ребят каждый день бывают перед глазами.

Что касается состава команды, то, как призналась Светлана Георгиевна, она намеревалась включить в неё только одиннадцатиклассников. Всем этим ребятам она преподаёт историю с пятого класса и уверена в их знаниях. Но возразил президент школьного самоуправления, одиннадцатиклассник Рудольф Мартиросян. Мол, надо готовить смену учащимся выпускных классов. В результате была сформирована сборная команда из восьми учащихся восьмых, девятых и одиннадцатых классов. Своим капитаном они избрали Рудольфа Мартиросяна.

Мультимедийный музей «Россия – моя история» поразил кисловодских школьников своими масштабами и суперсовременным оборудованием.

Рассказал Рудольф Мартиросян и о том, как проходил конкурс.

Чтобы всё было честно, преподавателям предложили занять самый верхний ярус огромного зала. Невозможно было получить подсказку и в Интернете. Организаторы сделали так, что в зал, где проходил конкурс, не доходили даже телефонные звонки.

В начале каждого раунда на экране появлялся вопрос. У команд были пронумерованные листы, на которых они писали ответы и передавали куратору. За ответы в каждом раунде жюри выставляло оценки по пятибалльной системе.

Светлана Георгиевна и Рудольф рассказали, какие были вопросы на конкурсе.

Например, какие элементы присутствуют на гербе Кисловодска?

Или другой – недавно обнаружили фотографию царской семьи на Кавказских Минеральных Водах. Надо было рассказать историю этой фотографии.

Всем известно, что в повести Чехова «Дама с собачкой» действие происходит в Ялте. Но члены команды гимназии №19 знают, что на самом деле даму с собачкой, ставшую прототипом главной героини, Антон Павлович увидел в Кисловодске. Здесь же он начал писать повесть. А в Ялте, где писатель продолжил свой отдых, он завершил произведение.

Члены команды «Колыбель цивилизации» также рассказали членам жюри конкурса, что в Кисловодске с 1906 года курсировал трамвай. Он перевозил нарзан от пункта розлива до железнодорожного вокзала, откуда целебную воду отправляли в столицу России.

Был вопрос и про кисловодские рубли. Ребята ответили, что в тяжёлые годы сразу после революции, когда Советская власть ещё не утвердилась в Кисловодске, местные купцы решили печатать свои деньги. Они вошли в оборот и помогли местным предпринимателям и горожанам пережить экономическую и финансовую разруху.

Первое место «Колыбель цивилизации» заняла по совокупному количеству баллов за все ответы.

– Были раунды, когда мы получали пять баллов, а ни у одной другой школы не было больше трёх баллов, – не без гордости заметил капитан команды.

Второе место заняла команда лицея №8, третье – школы №9.

Рудольф Мартиросян познакомил меня с «секретным оружием» команды «Колыбель цивилизации» – музеем гимназии №19.

В кабинете географии он показал огромного окаменевшего моллюска. Так гимназисты могут воочию убедиться, что примерно за 500 – 400 миллионов лет до нашей эры на месте Кавминвод было древнее море.

В коридорах гимназии история России представлена в лицах правителей: от самого первого Рюрика – до последнего из династии Романовых. Под портретом каждого – описание его жизни и деятельности. Есть портреты и выдающихся религиозных деятелей, которые способствовали становлению государства. Например, преподобного Сергия Радонежского.

Весьма обстоятельно представлена в коридорах гимназии история Великой Отечественной войны. Есть зал с портретами всех 16-и кисловодчан – Героев Советского Союза. На стенде «Бессмертный полк» Рудольф показал портреты двух своих дедов: Тархана Григорьевича Гаспаряна, погибшего 11 мая 1943 года, и Сергея Смбатовича Мартиросяна, получившого осколочное ранение в 1941 году, но дожившего до 1982 года.

Также в коридорах гимназии есть стенды с фотографиями и личными вещами кисловодчан, погибших в Афганистане и в других «горячих точках».

Всего в музее гимназии находится семь тысяч экспонатов, описанных в соответствии с нормами и требованиями музеев России. Из них пять тысяч – экспонаты основного фонда.

Рудольф пояснил, как удалось создать самодеятельный школьный музей, которому позавидуют многие профессиональные.

По инициативе первого директора гимназии Владимира Ивановича Пискунова город был поделён на квадраты, которые закрепили за отдельными отрядами гимназистов. Ребята ходили по домам и квартирам и спрашивали, не осталось ли у жителей что-нибудь со времён Великой Отечественной войны. Люди, как правило, не отказывали.

Хранят в гимназии и память о самом Владимире Ивановиче, который руководил учебным заведением с 1991 года и до последних дней жизни в 2009 году. О его жизненном пути рассказывают фотографии и личные вещи, собранные в отдельных стендах.

Думаю, имея такой прочный фундамент исторических знаний, команда гимназии №19 достойно выступит и на краевом этапе интеллектуальной игры «Знатоки истории».

Николай БЛИЗНЮК

Фото автора