Медленное чтение

Медленное чтение

Т.Д.  БУЛГАКОВА

Отправляясь на выставку работ Юрия Багдасарова «Связь поколений и времён», открывшуюся 1 сентября 2022 года в Кисловодском государственном историко-краеведческом музее «Крепость», перечитайте эпохальный роман 20 века Марселя Пруста «В поисках утраченного времени».

Чтобы не прерывать трудное медленное чтение романа, да и объём его порядочный (как и наслаждение от чтения), а времени у вас немного – выставка продлится до 25 сентября – приведу одну лишь цитату:

«Мы никогда не видим дорогих нашему сердцу людей иначе, чем в живых связях, в вечном двигателе нашей постоянной любви к ним, которая, прежде чем позволить зрительным образам близких лиц дойти до нас, подхватывает их своим вихрем и отбрасывает назад к нашим всегдашним представлениям о них, заставляя их отвечать этим представлениям, совпадать с ними».

Как и проза Марселя Пруста не поддаётся лёгкому чтению, так и графика Юрия Багдасарова балансирует между гармонией и хаосом, но ваш богатый тезаурус поможет разглядеть невидимое, ощутить эмоциональное воздействие, проделать огромный душевный труд.

Его картины звучат как произведения, написанные в 12-тоновой технике, представитель которой своеобразно отображён Юрием Багдасаровым в 1999 году.

«Игорь Стравинский» (1882-1971)

Подобно тому, как великий композитор конструировал свои гармонии-вертикали, так и художник помогает в ритмике образа, размещая рядом с портретом цветную графическую работу (смешанная техника) «Май. Праздник/Масленица/» 2010 г., в которой, как и у Игоря Стравинского в произведениях часто отсутствует свойственное русской музыке психологическое начало, так и в этой работе Ю. Багдасарова нет образно-психологического наполнения, а присутствует нечто, что приковывает зрителя.

На портрете работы Юрия Багдасарова изображение анфас придаёт плоскость лицу, художник лишает композитора традиционного его атрибута – отсутствуют очки. И перед нами, вероятно, образ, который осел в сознании молодого Юрия в 1962 году, когда И.Ф. Стравинский – гражданин Франции и США – приезжал в СССР на три недели, чтобы концертами отметить своё 80-летие в Большом зале Московской консерватории и Ленинградской Филармонии.

Всмотритесь в эти глаза, и вы считаете долгую жизнь человека: почувствуете, как билось его сердце при встрече с Коко Шанель, как великий композитор ссуживал деньги под проценты, как рядом с ним были две женщины – две музы. Вторая жена Вера Артуровна Судейкина – балерина, художница, актриса. Дети… «Хроника моей жизни»…

Но!

Послушайте, например, сюиту из балета «Жар-птица», ощутите музыкальный восторг. Музыка не даст превратить гения в рядового, в земного.

Задрожат ресницы, наполнятся глаза старческой слезой, приоткроется и искривится рот…

«Должен ли я быть старым?» – вопрошает Стравинский в своих «Диалогах с Игорем Крафтом».

Последняя вещь композитора – это прощальный опус «Совёнок и кошечка». Посвящение своей любимой жене Вере. «Я могу только думать о тебе и сочинять музыку, такую музыку, которая связана с тобой».

Cколько мощи и силы в этих глазах, сколь велик этот старец!

«Да не детали я описываю, мой инструмент описания – не микроскоп, а телескоп», – вслед за философом М. Мамардашвили утверждает художник.

А что такое «телескоп»?

«Телескопом следует подносить себе то, что есть на самом деле – большое… Вещи выступают перед нами не на физических расстояниях, а на душевных, или духовных. И – на больших расстояниях – то, что нам кажется мелким, на самом деле может быть целой звездой» (М. Мамардашвили).

В работах Юрия Багдасарова есть нечто, посредством чего мы видим что-то другое…

Нечто?

События, тайные мысли, «искажённые» истории…

Такая эмоциональная работа для всех даётся с трудом, хотя Юрий и оставляет подсказки.

Дмитрий Лион (1925-1993)

Отсыл к творчеству Дмитрия Лиона через одухотворение его образа – это признание масштаба личности графика для Юрия Багдасарова, а для нас – открытие. Это Дмитрий задался вопросом: «Какой должна быть графика, возникшая в эпоху скорописи?»

«Талантливый Дмитрий Лион создал, – по мнению М. Не-Когана, – образ графика-переписчика новой эпохи».

Новые портреты Юрия Багдасарова – это сумма многочисленных зрительных впечатлений, атрибутов, переодушевление предметов природы, смысловых связей – всё это позволяет найти альтернативное истолкование, казалось бы, знакомых образов.

Пробежаться по выставке, мельком бросая взгляд на работы Юрия Багдасарова, не получится. Его произведения – это глубокие личные исследования сути и общности талантливых людей, проблемы смерти и бессмертия, исторических событий.

Посетителю понадобится время, чтобы соразмыслить ту гамму чувств, те смысловые реалии, что заложены в его работах – освободить смыслы из художественных образов.

В общей сложности художник-график создал свыше 200 портретов в серии «Деятели культуры».

Юрий Арамович Багдасаров нашёл выразительные и характерные черты этих людей. Его портрет – это художественная условность впечатлений, накладывающихся друг на друга и усиливающих друг друга. В каждой работе есть и его частица как размышляющего и нашедшего в своём сознании нечто, что живёт в мысли, оживляет и создаёт мыслительный образ тех, кто мыслил когда-то. И кажется, что только взгляд любопытного и взыскательного зрителя способен оживить образ душевной теплотой, наполнить его своими эмоциями, толкованиями, вопреки мнению учёных, что «человек сегодня утратил всё, что имел». Художник выискивает нужную ему деталь, вычитывает об особенностях характера, привычках. Найти нужный образ и создать символ – такова отличительная черта Юрия Багдасарова.

Может быть, сам художественный образ побудит вас прочитать название работы, открыть поисковик, ввести данные и расширить свой кругозор.

«Некоторые портреты, созданные Юрием Багдасаровым, превращены в законченный пластический символ творческого вдохновения», – подчёркивала кандидат искусствоведения Наталья Вячеславовна Апчинская, автор книги «М. Шагал. Графика». Каждый посетитель выставки сможет убедиться в этом сам: таков портрет нашего современника, бывшего премьера балета, а ныне ректора Академии русского балета имени А.Я. Вагановой, Николая Цицкаридзе.

«Георгий Данелия» (1930-2019)

Посетитель застывает перед работой и…

«…Мне жаль, что я дожил до сегодняшнего дня», – тихо произнёс Данелия, когда начались события 2008 года.

«Муслим Магомаев» (1942-2008)

Диапазон его вокала 37 тонов…

Медленное чтение сорока графических работ живописца, заслуженного художника России Юрия Арамовича Багдасарова, представленных на выставке, погружает нас в состояние творческого наслаждения: на выставку первыми потянулись коллеги, люди творческих профессий, поклонники.

Творчество мастера можно увидеть до 25 сентября 2022 года, поздравить его с семидесятилетием в любое время, ведь этот год – юбилейный для художника-графика. Он живёт рядом с нами, в Кисловодске.

Продолжим медленно читать нашу цитату из Марселя Пруста:

«Как же, ведь на лбу и щеках моей бабушки я привык видеть самые тонкие и самые неизменные достоинства её ума, ведь каждый, случайно брошенный взгляд – заклинание, каждое любимое лицо – зеркало прошлого, как же я мог не проглядеть то, что в ней отупело, изменилось, когда даже видя самые обыденные картины повседневной жизни наш исполненный мысли взор опускает, подобно классической трагедии, все образы, не способствующие развитию действия, и сохраняет только то, что облегчает понимание её идеи… Я, для кого бабушка всё ещё была частью меня самого, я, кто никогда не видел её иначе как в глубине своей души, видел всегда в одном и том же месте прошлого сквозь прозрачную пелену неотступных захлёстывающих друг друга воспоминаний, вдруг, в нашей гостиной, ставшей частью нового мира, мира времени, увидел, что на кушетке под лампой сидит краснолицая грузная, болезненная, погружённая в раздумье, водящая по строчкам книги почти бессмысленными глазами, унылая старуха, которую я не знаю».