Мадонна в арестантском вагоне?

Творческие встречи

Мадонна в арестантском вагоне?

В Мемориальном музее-усадьбе художника Ярошенко состоялась творческая встреча с доктором искусствоведения, заведующей отделом живописи второй половины XIX – начала ХХ века Третьяковской галереи, главным научным сотрудником сектора русского искусства XVIII – начала ХХ века Научно-исследовательского Института Российской Академии Художеств Татьяной Юденковой, которая рассказала о параллелях судеб и взаимоотношениях двух выдающихся современников: коллекционера Павла Третьякова и художника Николая Ярошенко.

Музей Ярошенко и Третьяковская галерея: истоки взаимодействия

Перед началом мероприятия предыдущий директор Мемориального музея-усадьбы Ярошенко Нина Бескровная пояснила корреспонденту «КГ», почему один из ведущих научных сотрудников крупнейшего столичного художественного музея Татьяна Юденкова согласилась рассказать в Кисловодске о переплетении судеб двух видных деятелей общественной и художественной жизни конца 19 века.

Нина Сергеевна напомнила:

– В 1998 году, когда исполнилось 100 лет со времени ухода из жизни Николая Александровича Ярошенко, в Кисловодск, наряду с другими почётными гостями, приехали представители 18 музеев страны. Среди них была и доктор искусствоведения, обладательница всех возможных регалий в данной сфере Лидия Ивановна Иовлева. Ей очень понравилось и само мероприятия, и в целом Северный Кавказ. После этого мы с ней много лет поддерживали тёплые дружеские отношения.

Пять лет назад я позвонила 85-летней Иовлевой по личному номеру. Трубку взяла какая-то женщина и сказала, что Лидии Ивановны не стало. Через день я позвонила по служебному телефону в Третьяковскую галерею. Ответила ученица и последовательница Лидии Ивановны – Татьяна Юденкова.

Я рассказала Татьяне Витальевне, что у нас будет мероприятие, на котором мы рассчитывали видеть представителя Третьяковской галереи. Долго уговаривать Татьяну Витальевну не пришлось – она тут же взяла билет и приехала в Кисловодск.

После её первого визита нынешний директор музея Ярошенко Наталья Борисовна побывала в Третьяковской галерее, где они с Татьяной Витальевной встретились вновь.

Посмотрев в январе этого года телевизионный сюжет об открытии Мемориального дома братьев Третьяковых, я позвонила Татьяне Витальевне. Сказала, что в нынешнем году Мемориальному музею-усадьбе Ярошенко исполняется 60 лет и предложила:

– Как вы смотрите на то, чтобы объединить в одну тему художника Ярошенко и коллекционера Третьякова.

Татьяна Витальевна ответила:

– Какая хорошая мысль!

И вот сегодня в Кисловодске она будет развивать эту тему.

Третьяков и Ярошенко: совершенно разные люди, которых объединило искусство

Открывая творческую встречу, директор Мемориального музея-усадьбы Наталья Шумайлова подчеркнула:

– Татьяна Витальевна обладает такими знаниями, что даже полчаса общения с ней – это настоящий университет.

В справедливости этих слов вскоре убедились все присутствовавшие в зале музея. Татьяна Витальевна сразу установила исходный ориентир:

– Как следует из переписки Николая Ярошенко и Павла Третьякова, их воззрения на многие вещи сходились, хотя их происхождение, образование и сферы деятельности были совершенно разные.

Ярошенко был дворянского происхождения, Третьяков – из консервативной купеческой семьи. Ярошенко учился в артиллерийском училище и параллельно посещал Академию художеств. А Третьяков получил домашнее образование. Его отец не только по своему усмотрению приглашал преподавателей, а и лично присутствовал на уроках, следя за тем, чтобы учителя не сказали ничего лишнего его сыновьям Павлу и Сергею.

Совершенно разными были и сферы их деятельности. Николай Ярошенко 25 лет служил на патронном заводе. А Павел Третьяков был одним из директоров Костромской льняной мануфактуры. В торговом доме братьев Третьяковых он отвечал за финансы. Бизнес Третьяковых был весьма активен и широк, но Павел Михайлович всегда говорил, что не относит себя к очень богатым людям.

И Ярошенко, и Третьяков были счастливы в браках, однако…

В семье Павла Третьякова родилось шесть детей. Из них только два сына. Причём, один был инвалид с рождения, а второй в возрасте 10 лет умер от инфекционной скарлатины.

Это было большой драмой для Павла Третьякова, поскольку он лишился наследников по мужской линии.

Исследователи отмечают, что с этого момента благотворительность Павла Третьякова особенно активизировалась. Хотя он относился к предпринимателям средней руки, но к концу жизни Павел Михайлович входил в первую тройку благотворителей Москвы.

В 27 лет Павел Третьяков написал завещание, в котором дал слово создать галерею русского искусства и целиком передать её городу. Когда он писал это завещание, в России было довольно много состоятельных людей, которые формировали частные коллекции живописи. Но они если что-то из своих коллекций и дарили городу или государству, то по духовному завещанию, то есть после смерти. А Третьяков сделал этот дар при жизни.

Целями создания художественной галереи Павел Третьяков считал формирование московской живописной школы, поддержку художников и развитие эстетического вкуса у публики.

В 70 – 90-е годы XIX века и «Белая вилла» Ярошенко в Кисловодске, и дом Третьяковых в Лаврушенском переулке в Москве стали «местом силы», местом притяжения творческой интеллигенции России. Многие художники приходили и в квартиру Ярошенко в Москве.

Помимо художников Николай Александрович и Павел Михайлович много общались с писателями. В частности, и у Ярошенко, и у Третьякова были непростые отношения с Львом Николаевичем Толстым. Между ними не раз возникали споры, дискуссии и даже конфликты…

Раздоры вокруг Товарищества передвижных художественных выставок

Одной из важнейших точек пересечения судеб художника Ярошенко и коллекционера Третьякова стало Товарищество передвижных художественных выставок. Ярошенко не сразу вошёл в Товарищество. Но вскоре занял в нём место наравне с Крамским. А после его кончины – возглавил Товарищество.

В уставе Товарищества был весьма важный пункт: в передвижных выставках можно было экспонировать только новые картины. Та картина, которую художник уже показывал на какой-либо другой выставке, не могла участвовать в выставке Товарищества. Поэтому выставки передвижников всегда имели большой резонанс в обществе.

Но организация выставок в провинции была весьма сложным делом. Упаковка картин в ящики, их страховка, транспортировка по железной дороге и на телегах – всё это ложилось на плечи самих художников. А прибыль от этих выставок была небольшая.

В Москве картины передвижников активно покупали коллекционеры, в том числе и Третьяков. Они не были заинтересованы в том, чтобы купленные ими картины в течение года перемещалась по стране. Потому что из этих путешествий они нередко возвращались повреждёнными, с поцарапанными рамами.

Но оставляя у себя картины, купленные в Москве или Петербурге, коллекционеры обедняли выставки в провинции. В губерниях возмущались, когда до них не доходили многие картины, отмеченные критиками на выставках в столице.

По этому поводу лидер «передвижников» Ярошенко и коллекционер Третьяков жёстко дискутировали. Ярошенко призывал отпускать все купленные картины «передвижников» на выставки в провинции. Павел Третьяков, в отличие от других коллекционеров, в том числе и от своего младшего брата Сергея, часто шёл на уступки.

Но для Павла Михайловича это было очень болезненно. Ведь у него была своя правда – он собирал галерею русского искусства для потомков. Поэтому был заинтересован в максимальной сохранности картин «передвижников».

Между художником и коллекционером возникали трения и на финансовой почве. Третьяков, как и положено купцу, всегда торговался с художниками, пытаясь снизить цену. Укоров совести по этому поводу он никогда не испытывал, поскольку знал, что всю коллекцию подарит городу. Павел Михайлович считал, что все художники для него должны сбавлять цену.

Татьяна Юденкова привела только один пример финансовых разногласий между Ярошенко и Третьяковым.

Павел Михайлович купил у Николая Александровича портрет студента, в котором много неприятного. Ярошенко представил человека, от которого не знаешь, что ждать. Возможно, у него за пазухой пистолет. В противовес «Студенту» Третьяков планировал повесить рядом в галерее «Курсистку», которую он присмотрел ещё в мастерской художника. Третьяков стал торговаться, но Ярошенко на уступку не пошёл и продал эту картину другому коллекционеру.

Однако от своего первоначального замысла Третьяков не отказался. Спустя несколько лет он купил у Ярошенко как антипод «Студенту» картину «Сестра милосердия» и разместил их рядом.

Увы, сейчас эти картины находятся в разных музеях.

По завещанию Третьякова его собрание должно было быть неделимо. На момент смерти коллекционера оно насчитывало более трёх с половиной тысяч единиц живописи, графики и скульптуры. Но в 20 – 30-е годы ХХ века происходил передел художественных коллекций. Более 500 произведений из коллекции Третьяковых передали в разные музеи Советского Союза. Судьба многих экспонатов, оказавшихся в музеях республик Средней Азии, неизвестна.

В образе крестьянки – Мадонна, в образе арестантов – волхвы

На творческой встрече Татьяна Юденкова представила новый взгляд современных искусствоведов на одну из самых запоминающихся картин Ярошенко «Всюду жизнь». Большую статью о ней научные сотрудники Третьяковской галереи включили в новую книгу «Отвергнутые шедевры из собрания Павла Третьякова».

В сборнике рассказывают о двух десятках шедевров из собрания Павла Третьякова, которые неоднозначно были приняты современной критикой. Это и «Боярыня Морозова», и «Иван Грозный» и «Сельский крестный ход», и «Княжна Тараканова». Что лишний раз доказывает: купец Третьяков был куда прозорливее ведущих искусствоведов 19 века.

Вот и картину «Всюду жизнь» современники Ярошенко горячо осуждали. Её называли журнальной публикацией, в которой слишком много политики. Критики не считывали много уровней смыслов, которые закладывал Ярошенко в эту картину. Вот и советское искусствоведение в этой картине развивало лишь тему сочувствия арестантам.

Однако в недавнем выставочном проекте Третьяковской галереи в Ватикане, где организаторы проводили параллели между ядром русского искусства 19 века и иконописью, картина Ярошенко «Всюду жизнь» была сопряжена с работой Симона Ушакова «Богоматерь».

Татьяна Витальевна с удивлением отметила, что до последнего времени никому не приходило в голову: что делает женщина в мужском арестантском вагоне?

Возможно, это метафора, с помощью которой Ярошенко выходит за пределы современной действительности. Он прочерчивает некий вектор от бытового к бытийному, переводит жанровую картину в регистр философского свойства.

Причём это не одни лишь домыслы современных искусствоведов. Есть историческое свидетельство: когда посетительница мастерской Ярошенко спросила, что он сейчас пишет, Николай Александрович, заканчивавший картину «Всюду жизнь» мягко улыбнулся и ответил: «Пишу Мадонну». А один из критиков современников Ярошенко писал: «Наши бабы так платков не носят». Но так носит платок на изображениях Мадонна!

Доселе никому не приходило в голову соединить образ Мадонны с русской бабой. И три арестанта, по мнению современных искусствоведов, – это метафора трёх волхвов, склонившихся над младенцем Иисусом.

* * *

Татьяна Юденкова сообщила, что научные сотрудники Третьяковской галереи планируют организовать выставку работ художников, входивших в Товарищество передвижных художественных выставок, лидером которого был Николай Ярошенко. Последняя выставка, посвящённая истории Товарищества, проходила в далёком 1970 году.

Участникам творческой встречи Татьяна Витальевна также подробно рассказала о создании Мемориального музея Павла и Сергея Третьяковых в Замоскворечье, открытом 25 января 2022 года.

А завершило встречу музыкальное приношение. В программе прозвучали произведения Рахманинова, Чайковского, Глинки и многих других композиторов.

Николай БЛИЗНЮК

Фото автора