«Литературный Кисловодск»: за 25 лет – 82 выпуска

21 марта в России, как и во многих других странах мира, отметили День поэзии. Он был учреждён на Генеральной конференции ЮНЕСКО 15 ноября 1999 года. Примерно с тех же пор, а именно – ровно 25 лет назад, в нашем городе-курорте выходит альманах «Литературный Кисловодск». Каждый из 82-х выпусков альманаха координировал и редактировал один и тот же человек – коренной кисловодчанин Станислав Подольский.

Корреспондент «КГ» встретился с 82-летним Станиславом Яковлевичем, чтобы поговорить о его творческом пути и о будущем альманаха.

Судьба распорядилась так, что Станислав Подольский родился в ночь с девятого на десятое мая 1940 года.

– Я специально так подгадал дату своего рождения, чтобы она совпала с великим праздником, – шутит Станислав Яковлевич.

Мама, Фаина Лазаревна, была в Кисловодске известным адвокатом. Папа, Яков Маркович, – высококвалифицированным бухгалтером. В армию его не призвали из-за болезни – открытой формы туберкулёза.

Хорошо образованные люди, родители Стасика внимательно следили за сводками с фронта и понимали, что ждёт их семью под властью фашистов. Поэтому за неделю до оккупации Кисловодска семья Подольских эвакуировалась в Киргизию. В родной Кисловодск они вернулись в 1944 году живыми.

Природные способности Станислава Подольского к стихосложению впервые отчётливо проявились в поезде «Кисловодск – Москва», когда мама ехала в командировку в столицу и взяла с собой 12-летнего сына.

– Дорога дальняя, делать нечего. Я смотрел в окно и рассказывал в рифму обо всём, что видел. Мне это давалось очень легко, словно свыше снисходило.

Но Станислав, как и многие его сверстники в конце 50-х годов, считал, что будущее страны не за «лириками», а за «физиками». Поэтому сразу после окончания школы он поехал в самый индустриально продвинутый город Советского Союза – Свердловск и подал документы на физико-математический факультет Уральского университета.

На экзаменах Станислав набрал 23 балла из 25 возможных и был уверен, что поступил. Но в последний момент по каким-то коррупционным схемам его место занял сын местного номенклатурщика. Однако Подольский не сдался – перевёл документы в Новочеркасский политехнический институт. Там результаты экзаменов в престижнейший Свердловский университет зачли, и Станислав стал студентом факультета «Машины и аппараты химических производств».

В начале 60-х годов прошлого века в Советском Союзе любители поэзии заполняли целые стадионы и площади, чтобы послушать стихи в исполнении авторов.

Это веяние не обошло стороной и Новочеркасск. В политехническом институте создали студию любителей поэзии, где кисловодчанин Подольский стал одним из лидеров. Его стихи охотно публиковали в многотиражной институтской газете «Кадры индустрии».

После института молодого специалиста Подольского направили в Воронеж.

– Мы там строили завод синтетического каучука. Стихи я писал почти каждый день. Серьёзные, сердитые. Их не публиковали из-за соображений цензуры.

Но в это время в Ростове-на-Дону готовили молодёжный сборник «Письма из тополиной весны». Друзья, без ведома Станислава, отправили в редколлегию его стихи, ранее опубликованные в газете Новочеркасского политехнического института. Их включили в «Письма из тополиной весны»

– Один экземпляр сборника прислали мне. Он до сих пор лежит в книжном шкафу.

В Воронеже у Станислава начались серьёзные проблемы с желудком. Чтобы восстановить здоровье, он вернулся в родной Кисловодск.

– Я каждый день поднимался на гору и несколько часов бегал босиком по траве.

В Кисловодске инженер Подольский сменил несколько мест работы, пока не стал преподавателем в вечерней школе. Эта должность его устраивала:

– Потому что целый день я писал стихи, а вечером учил взрослых людей, которые не трепали нервы так, как подростки. Единственный недостаток той работы – мало платили.

Его стихи стали охотно публиковать в «Кавказской здравнице» и в других газетах Ставрополья. Но тут к молодому автору, который принципиально не вступал в ряды коммунистической партии, стало пристально присматриваться местное управление КГБ. На него завели досье и даже установили внешнее наблюдение.

– В то время в стране шла кампания по развенчанию поэтов, преклонявшихся перед Западом. Я понял, что местные КГБисты выбрали меня для показательного процесса в Кисловодске. А потому в 1972 году собрал вещмешок и улетел в Магадан, рассудив, что дальше Колымы не пошлют. И действительно – там «контора глубокого бурения» меня оставила в покое.

В городе Сусумане, который называли «Золотой столицей России», Подольский устроился грузчиком на базу снабжения. Но главным для него оставалось творчество. Станислав неизменно выкраивал время для того, чтобы писать стихи. Их публиковали в местных газетах, хвалили.

На конкурсе поэтов Магаданской области бывший кисловодчанин занял первое место. А на конкурсе поэтов соседнего Чукотского автономного округа – второе. И то только потому, что устроителям конкурса поставили жёсткое условие – победителем обязательно должен был стать представитель коренной национальности.

Однако эти фанфары не заглушили здравомыслия. Станислав Подольский понимал, что ему не хватает гуманитарного образования. Чтобы стать профессионалом, он в 32 года подготовился и поступил в Дальневосточный университет на отделение журналистики филологического факультета.

– Меня сразу избрали старостой курса отделения заочного обучения. Там обучались 150 журналистов со всего Дальнего Востока. Мы подружились. Мои стихи стали публиковать во многих газетах региона.

За три года Подольский вдоволь «наелся» Колымы, а потому перевёлся в Ростовский университет и в 1975 году вернулся в Кисловодск. В родном городе уже известный поэт сразу организовал литературную студию «Голос».

– Сначала мы собирались на базе домоуправления, где нам предоставили комнатку. Потом перешли в Дом учителя, который располагался на улице Лермонтова, рядом с клиникой имени Ленина.

Студия быстро росла. На занятия регулярно приходили 60-70 человек.

– Четыре из моих первых учеников впоследствии вступили в Союз писателей России.

Тогда же появилась возможность подрабатывать, выступая в санаториях со стихами.

– Я часто работал на пару с Андреем Терентьевичем Губиным. Мы крепко задружили. Но с ним приходилось держать ухо востро, Андрей был весёлый человек – любил всяческие розыгрыши.

Посчастливилось Станиславу Яковлевичу пообщаться в Кисловодске и с великим поэтом Борисом Леонидовичем Пастернаком:

– Он поехал в Грузию переводить грузинских поэтов, а семью оставил в Кисловодске. И вот как-то библиотекарь санатория имени Горького позвонила мне: «Оденься прилично и приходи. У нас будет Пастернак». Там я впервые увидел и услышал Бориса Леонидовича. И с тех пор стал ориентироваться на уровень его стихов. Воспоминания о той встрече вошли в мою книгу «Борис Леонидович Пастернак. Очерк жизни и творчества в контексте времени».

Однажды знакомый Станислава Яковлевича нашёл средства для издания альманаха стихов завсегдатаев литературной студии.

– Но вскоре он устранился. А я осознал, что это хорошая возможность участникам студии регулярно показывать свои произведения и предложил: «Давайте будем скидываться и издавать альманах». Вначале мы его печатали в маленьком частном издательстве в Ленинграде. Потом в Кисловодске появилось издательство «МИЛ».

«Сарафанное радио» в среде самодеятельных поэтов весьма развито. Поэтому о новом альманахе, где публикуют свои стихи и прозаические миниатюры начинающие поэты, узнали друзья и знакомые кавминводских авторов во всех городах и районах Ставрополья, в Ростове-на-Дону, Москве, Санкт-Петербурге.

В «Литературном Кисловодске» за 2005 год редколлегия опубликовала своё кредо: «Мы объявляем альманах «Литературный Кисловодск» независимым изданием. Отбор и публикация произведений в «ЛК» будут осуществляться, как и прежде, на основе их достойного уровня и гуманистической направленности. Мы считаем неприемлемыми любые попытки управления авторами и их творческим процессом в чьих-либо интересах. Для «ЛК» неприемлема любая ксенофобия, пропаганда ненависти и исключительности того или иного человека или народа».

Сохранять эти принципы в течение четверти века позволяет система самофинансирования альманаха авторами публикуемых произведений. Местные поэты вносят по две тысячи рублей. «Дальние», которым надо пересылать их экземпляры по почте, – по три тысячи.

– Сейчас стихи в «Литературный Кисловодск» присылают из Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда, Магадана. Неожиданно появилась целая группа авторов из Республики Коми. А в рубрике «Родные голоса издалека» стали публиковать свои произведения бывшие наши соотечественники, проживающие сейчас в США, Германии, на острове Тайвань.

За четверть века кисловодская литературная студия сменила несколько мест дислокации. После того, как ветхое здание Дома учителя на улице Лермонтова выкупили и снесли, поэты собирались в здании бывшей городской бани на улице Куйбышева, в Курортной библиотеке, которая прежде располагалась в историческом здании Нарзанной галереи.

В последние годы активистов «Литературного Кисловодска» приютил музей «Дача Шаляпина».

– В музее есть удобный подвальчик. Как правило, он не загружен. Там мы собираемся в третье воскресенье каждого месяца. Приезжают поэты из Минвод, Пятигорска, Ессентуков. Два часа по кругу читаем свои новые стихи, делимся литературными находками, ведём дружеские беседы.

Из кисловодчан в этих встречах регулярно участвуют и публикуются в альманахе Мария Кириллова, Екатерина Копосова, Юлия Чугай, Евгений Инютин, Сергей Смайлиев, Маргарита Самойлова. Все они – люди зрелого возраста.

Патриарха кисловодской поэзии расстраивает только одно – практически нет притока поэтов моложе 25 лет.

– Нынешние молодые люди очень прагматичны. Когда они видят, что занятия поэзией не сулят ни быстрых доходов, ни славы, то теряют интерес и больше не приходят на заседания нашего литературного объединения.

Станислав Яковлевич по собственной инициативе почти каждый месяц проводит авторские поэтические вечера для подростков в санатории «Смена». А вот в кисловодские школы его и других местных поэтов, увы, давно не приглашали.

Но 82-летний Станислав Подольский не падает духом. Каждое утро – активная прогулка, зарядка. Затем – редактура поступивших рукописей, переговоры с издательством. И каждую свободную минуту – творчество.

Стихи члена российского Союза писателей Станислава Подольского регулярно публикует альманах «Литературное Ставрополье». Выходят и его персональные сборники. Самые свежие из них: «Стихи последних лет» и «Стороны света».

Но больше всего Станислав Яковлевич гордится изданным два года назад сборником верлибра «След тигра. Почти свободные стихи».

Поэзия – это очень широкая сфера для творчества. И, как и в живописи, в ней тоже встречаются свои “квадраты Малевича”. Вот одним из таких является верлибр – вольный стих. Свободный стих. Настолько свободный, что в нем может не быть ни стихотворного размера, ни рифмы, ни ритма – ничего, что обязательно присутствует в классическом стихотворении. Но при этом, это что-то похожее на стих, имеющее разбивку на строки, каждая из которых начинается с заглавной буквы. 

Верлибр – свобода в поэзии. А для Станислава Подольского свобода в жизни и творчестве – самое главное.

Что же касается альманаха «Литературный Кисловодск», то…

– Пока я жив – буду его издавать!

 

Николай БЛИЗНЮК

Фото автора