Кисловодский десант на передовую

За наших!

Кисловодский десант на передовую

На прошлой неделе состоялась очередная отправка гуманитарного груза в зону проведения специальной военной операции для военнослужащих, призванных по частичной мобилизации из города Кисловодска. Защитникам Родины отправили 4 автомобиля высокой проходимости, наполненные всевозможным оборудованием и гостинцами. Корреспондент «Кисловодской газеты» отправился с волонтёрами на автомобиле УАЗ-фургон «Буханка» в Херсонскую область, где расквартирована часть наших парней.

 Точное место дислокации кисловодчан, в целях неразглашения военной тайны, знал только один человек из благотворительного десанта. Стартовали на двух машинах – «подарочной» и машины сопровождения, которая должна была после разгрузки вывезти из новых территорий России волонтёров-водителей и журналиста. Десанту предстояло пересечь Ставропольский, Краснодарский края, полуостров Крым и почти всю освобождённую Херсонскую область.

Первая серьёзная задержка на маршруте – въезд на Крымский мост. После теракта с его частичным подрывом меры безопасности выросли в разы. Все коробки с подарками бойцам волонтёры перенесли в специальное помещение, где после проверки их интроскопом (рентгеном) часть коробок вскрыли для дополнительной более тщательной визуальной проверки. Автомобиль также был просканирован. Безопасность превыше всего, поэтому ко всем процедурам мы отнеслись с пониманием.

Поскольку отечественный внедорожник разгоняется не больше 100 километров в час, из Кисловодска до города Феодосии (примерно 800 км) ехали 16 часов. Несколько часов сна и марш-бросок до границы с Херсонской областью, к городу Армянску. Ранним утром третьего дня к волонтёрам присоединился экипаж под управлением главы города Евгения Моисеева, вместе с которым волонтёры благотворительного десанта пересекли пограничный пункт (с бывшей территорией Украины) и направились в расположение наших мобилизованных кисловодчан.

От российского погранперехода до аналогичного с другой стороны – не больше сотни метров. Раньше это была нейтральная территория государственной границы. Постройки украинских пограничников полуразрушены, видимо в итоге боевых действий. Сразу за ними сотни брошенных гражданских автомобилей со следами обстрелов. Их, скорее всего, оставили беженцы, направлявшиеся в Россию, но по каким-то причинам так и не сумевшие пересечь границу. Весь транспорт разграблен – видно, что с машинами тщательно поработали украинские мародёры при отступлении.

Прямо от бывшего украинского поста автомагистраль, как говорил российский юморист Михаил Задорнов, превращается в «направление» – видно, что асфальт не ремонтировался здесь, пожалуй, с 1991 года, в котором эта страна приобрела независимость. Дорога до позиций кисловодских мобилизованных заняла 4 часа в одну сторону. Все придорожные постройки вдоль трассы – кафешки, мини-гостиницы и магазинчики, заправочные станции, так же разграблены и полуразрушены. Сельскохозяйственные поля в большинстве своём заброшены: встречались огромные площади, где не убраны кукуруза и подсолнечник, но были и ухоженные, с озимыми и готовые к посевной.

Сожжённую в боях технику российская сторона вывезла с обочин, но изредка её можно встретить, и это вызывает море весьма неоднозначных эмоций – чётко осознаёшь – здесь шли жестокие бои. Блокпосты, на которых дежурят российские мобилизованные со всей страны, через каждые 5-7 километров. Оборудованы они дзотами, блиндажами, окопами. По обочинам ряды противотанковых мин, которыми в случае форсмажора легко минируется автострада. Прямо от дороги до самого горизонта простираются противотанковые рвы и ровные ряды бетонных пирамидок – надолбов. Понятно, что российские военные готовы в том числе и к наступательным действиям противника на Херсонскую область Российской Федерации.

Проезжая сёла и небольшие городки, которые попадались на пути, мы как будто бы возвращались в СССР 70 – 80-х годов: нищета и запустение. Видно, что почти всё это построено 40-50 лет назад и с тех пор не подвергалось даже косметическому ремонту. Крыши домиков покрыты шифером, который уже позеленел от времени, заборы из кирпича, считавшиеся шиком в 70-е, либо собранные из подручных материалов, а о евроокнах тут, похоже, и не слышали. И всё это на берегу того, кто «ревёт и стонет» в стихах Тараса Шевченко о великой реке Днепр (на фото).

25 лет назад отдыхал я у друзей в Херсоне и Одессе – ничего не изменилось.

Только встреча с нашими солдатами, подняла наконец-то нам настроение. Крепко обнялись с каждым, поделились новостями из любимого Кисловодска и принялись разгружать «Буханку». А там всё, что заказывали кисловодские герои – бронежилеты, приборы ночного видения, бензогенераторы, ёмкости для воды, гигиенические принадлежности и много вкусняшек. Мужики как дети радовались домашнему варенью и целой тысяче блинов, приготовленных неравнодушными жительницами города-курорта.

К военнослужащим перед разгрузкой автомобиля обратился мэр Кисловодска Евгений Моисеев. Он, в частности, сказал:

– Мы привезли подарки от Кисловодчан, ваших родных и близких. Возможно, что-то из этого у вас есть, но лишним точно ничего не будет. Автомобиль пригнали вам, ещё три на подходе. Всё это для того, чтобы вам было легче воевать, отстаивать интересы нашей Родины. В канун праздника, 23 февраля – Дня защитника Отечества, мы привезли вам не только подарки, но и масленичные блины, а к ним и варенье, и сгущёнку, и мёд. Главное, чтобы вы почувствовали тепло родного дома, нашего любимого Кисловодска!

Старшим в нашем экипаже, в небольшой команде волонтёров был Андрей Барабанов, сотрудник администрации города. Это была его уже 13-я поездка с гуманитарной миссией в зону СВО. В Херсонской области он тоже не впервой, а до этого были Донецк, Мелитополь, Мариуполь, Бердянск.

– Каждая поездка, – говорит Андрей Юрьевич, – особенная, хотя цель одна: доставить нашим героям всё необходимое для комфортного исполнения воинского долга. Везём не только кисловодским парням, но и другим землякам – часто перед дорогой и по пути, зная, что мы следуем в зону СВО, нам приносят посылки для своих. Но самое ценное – это письма от родных и близких, от воспитанников детских садов и школьников. Сам видел скупые солдатские слёзы, когда военнослужащие читали эти искренние, сердечные детские послания.

К сожалению, в целях нашей безопасности, командиры воинского подразделения попросили гостей долго не задерживаться на позициях. Накануне в окрестностях был артобстрел. На прощание мы сделали общее фото с флагами города-курорта и социального проекта «Своих не бросаем». Очень хотелось посидеть с нашими героями за кружкой чая, послушать армейские байки, спеть что-нибудь вместе, но решили, что сделаем это обязательно в следующий раз. Однако байки, тем не менее, есть, самые настоящие – их подарила сама поездка.

Оказывается, ходить с шагомером можно и сидя!

Узнав, что за трое суток я вместе с водителем проехал на «Буханке» 1250 километров, почти все мои знакомые задавали вопрос: не укачало? Отвечаю и им, и читателю. Я в своё время не раз, не два ходил в море и не понаслышке знаю, что такое качка. Так что путешествие на УАЗе это просто… перепись кочек от Кисловодска до Херсонской области. Да, да, объясняю.

В смартоне давно установил функцию «Шагомер», он считает количество сделанных мной шагов за сутки. Пока моя обязательная норма 7-8 тысяч, что означает примерно 6 км. Электронный помощник по своей примитивности считал каждый подскок колёс на кочке за один шаг. За три дня, пока я сидел в автокресле, он насчитал почти 45 000 шагов – вот их сколько от нас до наших военнослужащих.

О том, как журналиста взяли на мушку

Не обошлось и без приключений, впрочем, для меня это норма. На одном из блокпостов солдатики из Республики Татарстан категорически отказывались пропускать нас дальше. Пока шли переговоры, я, как и положено журналисту, фотографировал окрестности. И вдруг: «Стой! Стрелять буду!» Оглядываюсь, а мне ствол Калашникова смотрит прямо в грудь. Хотели даже арестовать журналиста, но чтобы этого избежать, пришлось стереть все отснятые на камеру файлы.

На войне как на войне

Ещё жёстче ситуация произошла с машиной сопровождения. Я уже говорил, что на блокпостах вдоль обочин десятки противотанковых мин. Мчимся мы, значит, зная это, а одна «дура» лежит прямо посреди дороги! Водитель среагировал, пропустив её под колёсами, благо клиренс «Буханки» около 20 см. А вот следом идущий с ребятами «Форд» зацепил немного снаряд днищем. Говорят оба, что на секунду попрощались с жизнью. Пронесло. Как выяснилось позже, эта мина была дымовой.

Пароль цвета хаки

Ну и, пожалуй, самый главный вывод из поездки. Все 2500 км пути в оба конца мы встречали сотни единиц военной техники, таких же волонтёров на всех типах машин, везущих посылки своим землякам. Наша команда, кроме журналиста (исправлюсь!), была одета в костюмы, напоминавшими по цвету армейскую форму. Когда мы выходили из машин немного размяться, к нам подходили совершенно незнакомые нам люди в камуфляже и просто жали нам руки, обнимали, хотя виделись мы впервые в жизни и наверное больше никогда не увидимся. Этот цвет хаки был как пароль: свои! А мы, как известно, своих не бросаем! Такое единение соотечественников было, пожалуй, только в 1941-1945 годах, но тогда украинцы стояли плечом к плечу с нами. Уверен, что время расставит всё по своим местам. Мы победим – другого нам не дано.

Александр БЕЙФУС

Фото автора