Изысканная набережная – украшение города и курорта

Изысканная набережная – украшение города и курорта

Намерение построить на въезде в Кисловодск красивую набережную было обнародовано ещё в прошлом году, когда губернатор Ставрополья Владимир Владимиров осматривал новый ФОК.

С тех пор жители въездного района, в том числе и я, едва ли не каждый день глядели с высокого берега Подкумка, как преображается узкая полоска земли вдоль русла реки.

И вот свершилось! Сейчас, в начале декабря, набережная готова на 99 процентов и восхищает как кисловодчан, так и гостей курорта. Однако…

 Фальстарт не выбил из седла

Когда в начале нынешнего года стало известно, что конкурс на строительство набережной во въездном районе по краевой программе «Комфортная городская среда» выиграла местная строительная компания АО «ПМК-38», которую возглавляет депутат городской Думы Исса Асхатович Кульчаев, это многих обрадовало.

Ведь сколько раз уже обжигались: выиграет конкурс какая-нибудь тьму-тараканская компания и творит невесть что. Командированные исполнители на претензии местных жителей только закатывают глаза: мол, мы ничего не решаем – пишите генеральному директору.

А до конторы «ПМК-38» на улице Промышленной от набережной Подкумка рукой подать. И её гендиректора мало того, что все прекрасно знают и доверяют ему, так и встретить его в городе можно часто.

К тому же именно сотрудники ПМК-38 провели работы по берегоукреплению Подкумка железобетонными плитами. Так что если вдруг очередной паводок на горной реке смоет новенькую набережную, то руководителям мехколонны не на кого будет пенять – придётся изыскивать внутренние резервы и самим всё восстанавливать.

И вот в апреле уходящего года строители и техника пришли на берег Подкумка, немного поковыряли гравий на дамбе и… исчезли.

Проходили день за днём, неделя за неделей, а к строительству набережной так и не приступали.

Жители города строили всевозможные предположения. Наиболее вероятным казалось такое объяснение: деньги, предназначенные для строительства набережной в Кисловодске, правительство края перебросило на какой-то другой объект.

Но однажды мне удалось спросить Иссу Асхатовича: почему приостановили строительство? Он коротко ответил:

– Проект был никудышний. Отправили переделывать.

Лишь на исходе лета работы на набережной возобновили.

С тех пор на объекте не раз менялись бригады и техника. Но изо дня в день между ними неизменно курсировал один и тот же невысокий мужчина в чёрной куртке и чёрной кепке – прораб объекта Хусей Саров.

Хусей Ахматович так объяснил мне основную причину задержки:

– Пришлось переделывать ливневую канализацию. Прямоугольный бетонный лоток, который установили по первоначальному проекту, заилился бы очень быстро. Мы положили в него пластиковую трубу и закрыли её. А по всей длине ливнёвки сделали специальные приёмники для стоков.

После чего прораб с негодованием добавил:

– Если б не этот просчёт, мы бы уже всё давно закончили. А так придётся работать осенью – в дождь и грязь.

Не только прораб, а и жители города прекрасно понимали, каково бетонировать, устанавливать ограждение и впритирку укладывать бетонную плитку, когда льёт дождь и дует ледяной ветер.

Спасибо, природа этой осенью была милостива и довольно ча­сто радовала солнечными тёплыми деньками.

Строители под руководством Хусея Сарова их использовали сполна. Сегодня все, кто въезжают в Кисловодск, любуются новой набережной, как произведением искусства.

Хочешь – неспешно гуляй, хочешь – гоняй на самокате

Один разворотный круг набережной находится возле въездного автомобильного моста, другой – за высоченной башней скалодрома. А между ними две выложенные тротуарной плиткой дорожки пятиметровой ширины и длиной по 450 метров.

Каждую чётко на две зоны делит разноцветная плитка: с внешней стороны – бордовая, с внутренней – серо-белая. Строители так сделали не только для красоты, а и для порядка. Чтобы было понятно всем: по бордовой могут гонять на самокатах и велосипедах, а серо-белая предназначена для неспешных прогулок.

Дабы велосипедисты и самокатчики по оплошности не скатились в русло реки, его отделили от набережной весьма симпатичной оградой из нержавеющей стали.

А для тех, кто устанет или просто захочет полюбоваться замечательными окрестными пейзажами, сотрудники ПМК-38 установили красивые и удобные лавочки оригинальной конструкции. Подобных в городе я нигде не встречал. Если же кто-нибудь захочет ещё больше расслабиться, – может покачаться в подвесных деревянных диванчиках, установленных между лавочками.

В нескольких местах две полосы мощёной набережной соединены диагональными перемычками. Благодаря им можно как угодно варьировать длину и направление прогулки. На этих перемычках тоже поставили лавочки. По всей длине набережной между мощёными дорожками весной появится прекрасная зелёная зона. Специально для неё завезли и идеально разровняли плодородный грунт.

На днях на нём появился белёсый налёт. Инженер производственно-технического отдела ПМК-38 Дарья Кобыляцкая, контролирующая качество работ на набережной, пояснила мне:

– Это мы засеяли весь грунт дорогой высококачественной смесью семян газонных трав и удобрений.

Вместе с прорабом Хусеем Саровым Дарья проверила, как установили опоры для велопарковок на малом разворотном круге возле въездного автомобильного моста.

В это время на большом разворотном круге бригада промышленных альпинистов Алексея Сенченко заканчивала сажать на надёжнейший полиуретановый клей белую и голубую толстую резиновую плитку. Мне предложили испытать покрытие.

Встал на плитку, попрыгал – действительно, пружинит капитально. Тут как хочешь падай – даже синяк не набьёшь.

Спустя пару дней на этой просторной безопасной площадке установили качели на мощных опорах, которые физкультурники могут использовать для подтягиваний, а также современные столы для тенниса. Для малышей же – разноцветный деревянный автобус.

И это ещё не все нововведения, которыми порадуют здесь кисловодчан и гостей курорта.

Сразу за большим разворотным кругом набережной неустанно урчат бульдозер и каток. Рядом на треноге стоит геодезический прибор, контролирующий параметры площадок, которые готовят под скейт-парк международного уровня.

На Олимпиаде в Токио впервые провели соревнования по скейтбордингу и велофристайлу.

В Кисловодске всё больше молодых людей стремятся научиться делать головокружительные трюки на самокатах, скейтбордах и BMX-велосипедах. Для этого нужны специальные плоскостные спортивные сооружения – скейт-парки. Но пока средств на дорогостоящий объект в бюджете муниципалитета изыскать не удалось.

Руку помощи в развитии олимпийского вида спорта кисловодчанам протянул Фонд поддержки олимпийцев России. Тот самый, который подарил городу-курорту грандиозный скалодром.

Когда в начале лета Алексей Кулаковский – председатель правления Фонда, первый руководитель администрации Кавказских Минеральных Вод – приехал в Кисловодск посмотреть, как здесь реализовали проект Фонда по строительству скало-дромов, заместитель главы города Александр Данилов убедил его, что для развития новых олимпийских видов спорта в Кисловодске весьма желательно построить скейт-парк международного уровня.

Алексей Кулаковский переговорил с директором Фонда поддержки олимпийцев Алексан-дром Каптушевым, и они приняли решение один из комплектов оборудования для скейт-парков международного уровня передать Кисловодску.

По условиям Фонда, фундамент для выделяемых спортивных сооружений за свой счёт готовит принимающая сторона. Власти Кисловодска завезли грунт и сейчас выравнивают основание для двух площадок скейт-парка: площадью 1000 и 800 квадратных метров. Александр Данилов уверен, что летом будущего года здесь уже будут тренироваться и соревноваться скейтбордисты.

К месту отдыха – с комфортом и без риска

Пока на новой набережной немноголюдно. И дело не только в том, что строители и озеленители ещё наводят лоск: подметают вручную и с помощью специальной техники дорожки, выкладывают белоснежным гравием полоску вдоль ливнестока, высаживают кустарники и деревья в зелёной зоне.

Вот по набережной мне навстречу идёт одинокая пожилая женщина.

– Нравится вам здесь?

– Изумительно! Сколько я живу во въездном районе, здесь всегда был пустырь, на который свозили строительный и бытовой мусор. А теперь такую красоту сделали! Одно наслаждение здесь гулять. И для профилактики ковида дышать чистейшим воздухом полезно. Вот только не продумали, как нам, старикам, сюда добираться…

Днём раньше я встретил на набережной молодую пару с мальчиком лет семи. Глава семейства остановился и показал жене в сторону моста:

– Ты посмотри, что делает!

Там другой молодой отец по крутому и скользкому откосу из бетонных плит, защищающих основание моста, сначала спустился к набережной, неся на руках девочку лет пяти. Внизу он оставил её, наказав стоять на месте. А сам вновь поднялся по бетонным плитам к шоссе, где стояла коляска с младенцем, и стал с ней спускаться к набережной.

Я не раз сам скользил и падал на этих плитах, а потому с содроганием следил за каждым шагом молодого отца: а ну как поскользнется и упустит коляску?

Но ни я, ни стоящая рядом молодая пара не винили молодого отца за этот риск. А как иначе попасть с малолетними детьми на новую набережную?

Да, согласно проекту, сотрудники ПМК-38 проложили асфальтированную дорогу и мощёный плиткой тротуар к середине набережной и ко входу в футбольную спортшколу.

На автомобиле сюда добираться удобно. А вот пешком – не очень.

В Кисловодске хватает мест для прогулок. Чего стоят только Национальный парк или Берёзовское ущелье! Вряд ли люди с другого конца города-курорта начнут массово ездить отдыхать на новую набережную. Подавляющее большинство её посетителей будут составлять жители въездного района. И добираться на набережную они будут, конечно же, пешком.

Между тем, мощёный тротуар, ведущий к набережной, начинается напротив Автоколонны №1721. То есть для того, чтобы дойти до него от въездного моста, а затем вернуться к набережной, надо сделать крюк с полкилометра.

Для пожилых жителей и семей с малолетними детьми – это серьёзное обременение, которое у многих отбивает охоту погулять по набережной.

Правда, есть ещё один путь – со стороны старого автомобильного моста. Надо пролезть под металлическими вантами нового. Но это, опять же, доступно только людям молодым и ловким.

Выход очевиден. О нём говорят все жители въездного района – на месте тропинки за мостом надо положить железобетонную лестницу с перилами и пандусом для колясок и велосипедов.

Мечтают жители въездного района и о подвесном пешеходном мосте через Подкумок в районе 16-этажки на проспекте Победы, 159.

Создавая замечательный проект изысканной набережной, архитекторы чуть-чуть не подумали о том, как местные жители будут к ней добираться. Но мы верим, что это маленькое недоразумение скоро будет устранено!

Николай БЛИЗНЮК, житель въездного района Кисловодска

Фото автора

Когда верстался номер: во время прямого эфира в редакции «КГ» начальник УГХ администрации Кисловодска Андрей Ляшенко пообещал, что лестницу к новой набережной построят в марте-апреле будущего года.