Городу-курорту – красивые здания

К Дню строителя

Городу-курорту – красивые здания

Впервые День строителя в СССР отметили 12 августа 1956 года. Идея учредить праздник посетила тогдашнего первого секретаря ЦК КПСС Никиту Хрущёва во время визита на строительство Жигулёвской ГЭС. Советского лидера так впечатлили масштабы и темпы её возведения, что он решил почтить труд людей, которые создают такие махины. К тому же в те годы СССР охватил настоящий строительный бум.

Очевидно, что любая стройка начинается с проекта.

Ровно 40 лет назад в Архитектурно-планировочное управление (АПУ) города Кисловодска на должность рядового архитектора был принят молодой специалист по распределению – 22-летняя выпускница Волгоградского инженерно-строительного института, архитектурного факультета.

Ныне в просторном кабинете члена Союза архитекторов России Елены Рявкиной одну из стен почти полностью занимают фотографии зданий, которые по её проектам построили в Кисловодске.

В отличие от поэтов, строители воздвигают себе рукотворные памятники.

Всего этого могло и не быть, осуществи Елена в юности свою мечту.

Круглая отличница в общеобразовательной школе, она и в «художке» проявляла недюжинные способности, а потому мечтала стать знаменитым живописцем. Коренной волжанке чудилось, что путь к вожделенной мечте лежит через Ленинградский художественный институт.

Однако родители побоялись отпускать юную провинциалку в огромный столичный город и твёрдо сказали: «Нет». Чтобы найти альтернативу в своём городе, предложили ей обратить внимание на Волго­градский инженерно-строительный институт, архитектурный факультет, мол, там тоже есть живопись, рисунок и скульптура.

Спустя пять лет обладательница красного диплома, староста всего потока Елена первой выбирала место распределения на работу. Ей хотелось на море: было распределение в Туапсе, Новороссийск, Горячий ключ. Были распределения молодых специалистов также и на КМВ (Кисловодск – 1 место, Пятигорск, Железноводск, Невинномысск, Ставрополь).

Но тут опять посоветовали родители.

Они в молодости отдыхали в Кисловодске и на всю жизнь сохранили о нём самые светлые воспоминания. А потому убеждали дочь:

– Если есть выбор, то только в Кисловодск.

На одном месте в проектной группе АПУ (АПБ) администрации Кисловодска, которое в разные годы меняло название – Елена Николаевна проработала 34 года. Прошла все ступени от рядового архитектора до главного архитектора проекта (ГАП), но:

Помня о своём желании учиться в Ленинграде, Елена Николаевна отпустила своих обеих дочерей получать образование в Санкт-Петербурге.

Елена Николаевна так отзывается о деле, которому отдала четыре десятка лет:

– Настоящий архитектор постоянно в работе. Помимо того, что твоя голова всегда занята мыслями о проектировании, нахождении архитектурного облика объекта, так ещё в любое время (в том числе в выходные, праздничные и в отпускные дни) звонят заказчики со своими проблемами.

А если даже уедешь на один-два дня куда-нибудь отдохнуть, то и там гнетёт мысль, что ты выбиваешься из графика. И в истерике думаешь об объекте строительства: что ещё надо вычертить, чтобы заказчик остался доволен?

Помню: ночью маленькие дочери спят в кроватках, а у меня на коленях чертёжная доска, и я время от времени в неё «клюю» носом от усталости…

Старшая дочь, которую Елена Николаевна попыталась направить в самую перспективную ныне отрасль АТ-технологий, на пятом курсе поняла, что это не её направление, и ныне стала работать свободным художником в Санкт-Петербурге (видимо, сказались гены). То есть избрала путь, о котором в юности мечтала её мать. Младшая дочь, которая очень общительная, закончив институт в Санкт-Петербурге по туризму, пытается реализовать себя в сфере турбизнеса в Кисловодске.

Какие только проекты не создавала Елена Рявкина за три с половиной десятка лет работы в АПБ Кисловодска! Подавляющее большинство из них ныне украшают город.

Однако некоторые, вполне удачные, так и остались на бумаге.

В конце 80-х годов, когда Елена Рявкина ещё работала в муниципальном АПБ, власти осознали, что Кисловодску необходимо просторное общественное здание, и объявили конкурс проектов реконструкции кинотеатра «Россия». Елена Николаевна приняла в нём самое активное участие.

Разрабатывая эскизный проект, она стремилась максимально сохранить существующие конструкции, чтобы потребовалось как можно меньше средств на реализацию.

В какую именно сумму обошлась бы реконструкция «России» – ни тогда, ни сейчас сказать нельзя.

Вслед за эскизным создают рабочий проект. И уже на его основе сметчики до рубля считают стоимость строительства.

Впрочем, очевидно, что реализация проекта Елены Рявкиной обошлась бы в несколько раз дешевле, чем то грандиозное переустройство киноконцертного комплекса, которое запланировали два года назад. А следовательно, вероятность получить в ближайшие годы весьма востребованное общественное здание на тысячу мест была бы значительно выше.

В 2015-м году Елена Николаевна рискнула круто изменить свою судьбу – из муниципальных служащих превратиться в индивидуального предпринимателя:

– Когда я ушла из АПБ города Кисловодска, проработав там 34 года, то начинала свою архитектурно-проектную мастерскую с нуля, не имея никакого «золотого запаса». Приходилось много трудиться, чтобы просто купить стол, стул, компьютеры, сканеры, принтеры, бумагу, ручки, пройти курсы повышения квалификации и получить квалификационные аттестаты. Спасибо моим старым заказчикам, которые по сарафанному радио передавали знакомым, что я начала работать самостоятельно.

В настоящее время я являюсь членом НОПРИЗ, то есть зарегистрированным специалистом России в области проектирования.

В своём ИП Елена Рявкина – единственный штатный сотрудник. Благо в совет­ское время в вузах готовили архитекторов широкого профиля, которые разбирались и в дизайне, и в коммуникациях. Но даже при таком образовании при выполнении заказа не обойтись без договоров на выполнение разовых работ с узкими специалистами и строительными бригадами. Поэтому предпринимателю Рявкиной приходится не столько творить образ будущего здания, сколько оформлять разрешительные документы и искать пути его воплощения в кирпиче и бетоне.

Что же касается пока неосуществлённой мечты, то она у Елены Николаевны есть и вполне осязаемая:

– Я уже семь лет строю себе в посёлке Луначарский малюсенькую, но симпатичную дачу. Мечтаю не только достроить, а и пожить в ней.

 

Николай БЛИЗНЮК.

Фото автора и из архива Елены РЯВКИНОЙ.