Герой СВО Александр Чанцов: «Родина – это мать, а мать надо любить и защищать!»

Защитники Кисловодска

Герой СВО Александр Чанцов: «Родина – это мать, а мать надо любить и защищать!»

Наше знакомство с Александром состоялось в тире, оборудованном в подвальном помещении кисловодской школы №2, где в этот момент учились стрелять девочки 5-го класса.

Здесь вся школа с большим удовольствием постигает азы снайпера. Журналисты «КГ» стали свидетелями военной подготовки школяров и тоже не удержались от соблазна поразить мишень. Организовал стрельбище преподаватель-организатор ОБЖ учебного учреждения Александр Чанцов. Ещё недавно педагог с позывным «Чиня» был командиром взвода отделения артиллерии в зоне проведения специальной военной операции в Луганской Народной Республике.

В кабинете ОБЖ после тира невероятно тихо. Александр Владимирович улыбается:

– Да что рассказывать-то? Я кадровый военный, окончил военное училище. Моё детство прошло с моими дедами, ветеранами Великой Отечественной. Ходил с ними на различные возложения цветов, парады, впитывал их рассказы о тех событиях. Когда объявили о начале СВО, понял, что моё время продолжить миссию дедов пришло, сразу же пошёл записываться в добровольцы в военкомат. А там развели руками: мол, не подходите по возрасту – первый набор подразумевал участие в СВО до 36 лет, мне же было уже 48. Посоветовали заключить контракт с «БАРСом» (боевой армейский резерв стратегический), базирующимся в городе Будённовске. Поехал, прошёл медицинскую комиссию, заключил контракт, но отправили домой в резерв, опять же из-за возраста.

Семья Чанцовых, а Александр отец трёх детей, была очень рада его возвращению, к тому же сбывалась мечта дружно отдохнуть на море. Уже и билеты были куплены. Но ближе к маю Министерство обороны России объявило о допуске к участию в СВО граждан до 50 лет. Александр вновь засобирался на войну. Дома слёзы и вердикт супруги: «Раз ты такой упёртый, езжай в зону СВО, только вначале свози нас на море!». Так и порешили: вначале отдых, потом военкомат.

18 августа «Чиня» уже был на недельных военных сборах в Ростове:

– Вспоминали, как стрелять, бросать гранаты, рыть окопы и обустраивать блиндажи, оказывать медицинскую помощь…

26-го августа «новобранцев» перебросили в ЛНР вблизи города Попасная. Среди вновь прибывших искали миномётчиков. Наш земляк сказал, что изучал в училище такое орудие, но кроме того, что оно наводится по консоли, более не помнит. Майор народной милиции ЛНР тут же радостно объявил: «Всё! У нас есть командир орудия!». Так капитан Александр Чанцов стал командиром миномётной батареи.

Уже через неделю боевое звено начало выполнять боевую задачу в селе Покровское под Соледаром: лупили из всех четырёх стволов (два 120 мм, два 82-х) по городу, где закрепились националисты. Через несколько дней «укры» совершили прорыв на город Лисичанск и батарею срочно перебросили в село Шипиловка, где наши ребята основательно закрепились, остановили и заставили отступить противника.

Из сюжетов по телевизору знаю, что после каждого артобстрела солдаты должны менять месторасположение, ибо их быстро вычислят и накроют «ответкой». Информация для размышления: вес 120 мм миномёта 210 кг, каждой мины – 16, обслуживают орудие 4 бойца.

– Да, – говорит «Чиня», – у хохлов куча натовского оружия и оснащения, которое засекает наши позиции уже после первого выстрела. Перемещаться нет смысла. «Птички», квадрокоптеры, всё видят, да плюс они получают информацию со штатовских спутников в режиме реального времени. Поэтому мы очень тщательно окопались. Работали так: из блиндажа по окопчику выбегает наводчик, устанавливает координаты цели и бежит обратно в укрытие. Затем, после команды «огонь!», несётся заряжающий со снарядом. Вот так и воевали.

Ежедневно в течение 90 дней каждый миномёт производил от 20 до 120 выстрелов. Над позициями укрофашистов так же висят наши коптеры, которые видят результат отработки каждой мины, корректируют действия российских миномётчиков. Ещё в далёком мае 1941 года Сталин сказал: «Артиллерия – бог войны». Ничего не изменилось, разве что добавились «птички», которые ей очень помогают.

За три месяца, пока наши парни массированно били по украм, те не прошли вперёд ни на один метр. Пехота, которая стояла впереди артиллерии, за это время не сделала ни одного выстрела. Командира артбатареи Александра Чанцова представили к награде – медали «За отвагу». Он считает, что её достойны все его бойцы.

Всё время, пока мы беседовали, я не решался задать вопрос: было ли страшно?

– Конечно было, – говорит Александр, – не без этого. Страшно не от того, что прилетает, а от того, что не знаешь, откуда. Но уже через неделю привыкаешь…

На вопрос о том, что подвигло многодетного отца взять в руки оружие, ответил: «Родина – это мать, а мать надо любить и защищать». Как-то буднично вроде, но прозвучало так, что я ни на секунду не засомневался в искренности сказанного. «Чиня» свой воинский долг выполнил, но, если Родина позовёт вновь, готов вернуться в строй.

В школьном тире крохотные девчушки «ломают», нередко со слезами, ствол «воздушки», чтобы уложить в него свинцовую пульку. Затем докладывают командиру: «Юнармеец к стрельбе готова!». Стреляют с большим удовольствием, многие впервые в жизни. Девочка, отстрелявшаяся быстрее всех, произносит с грустью: «Вот бы вместо уроков труда, всегда была бы стрельба».

Знакомимся. Варя Лебедева, учащаяся 5 «Б» класса. Как оказалось, заядлый стрелок – папа часто водит в тир и учит стрелять. Результат тренировок на её мишени потрясающий – выбила 41 из 50!

Пока мы следили за девочками в тире, туда нет-нет да врывались мальчишки старших классов с просьбой разрешить пострелять. Только всему своё время, строго по расписанию: герой СВО научит стрелять каждого учащегося второй школы с 5-х по 11-е классы, но главное – он учит, в том числе и личным примером, истинному патриотизму и настоящей любви к своей Родине!

 

Александр БЕЙФУС

Фото автора и из архива героя