Флаг Кисловодска – на вершине Килиманджаро

После дальних странствий

Флаг Кисловодска – на вершине Килиманджаро

На днях педагог дополнительного образования кисловодского Центра военно-патриотического воспитания, туризма и экскурсий, мастер спорта по туризму и КМС по скалолазанию Евгений Савенко после покорения самой высокой горы на Африканском континенте вернулся в родной город. В первый рабочий день после знакового восхождения в ЦЕНТУРе с Евгением Савенко встретился корреспондент «КГ».

– Когда и как вы приобщились к туризму и скалолазанию?

– Туризмом я начал заниматься под руководством Александра Ивановича Колесникова, когда учился в пятом классе средней школы №17. Мы ходили в походы не только по окрестностям Кисловодска, а и выезжали в Карачаево-Черкесию, где поднимались на перевалы. До 11 класса я был капитаном школьной команды туристов.

После школы поступил на факультет прикладной информатики располагавшегося в Кисловодске филиала политехнического института. И с первого курса начал заниматься скалолазанием под руководством Юрия Романовича Гавца. Рядом со станцией Минутка в здании МЧС (ныне госпиталь МЧС) он с единомышленниками оборудовал искусственный скалодром и организовал секцию скалолазания.

Затем меня пригласили в подразделение МЧС города Ставрополя. Там я проработал 12 лет. При каждой возможности ходил в горы. В частности, около ста раз поднимался на Эльбрус. Выполнил норматив мастера спорта по спортивному туризму. А норматив кандидата в мастера спорта по скалолазанию не только выполнил, но и шесть раз подтвердил.

Два с половиной года назад вернулся в родной Кисловодск. Здесь продолжаю работать спасателем в МЧС и одновременно учу ребят туризму в ЦЕНТУРе и скалолазанию – на скалодроме ДЮСШ по футболу.

– Когда появилась идея покорить высочайшую гору Африканского континента и как вы готовились к столь дальней экспедиции?

– Летом прошлого года с друзьями: супругами Романом и Марией из Воронежа и бизнесменом Дмитрием из Москвы – поднялись на вершину Эльбруса. Когда спустились, стали думать, какую бы ещё вершину покорить. Обсуждали восхождение на Казбек. Но для этого надо было ждать следующего лета. А моим друзьям хотелось уже предстоящей зимой подняться на значимую для их туристской биографии гору.

Вспомнили о горе Килиманджаро. Ведь это не только высочайшая вершина Африки. Она почти на 250 метров выше Эльбруса – высочайшей вершины Европы.

Львиную долю организационных и финансовых вопросов предстоящей экспедиции взял на себя Дмитрий – наш друг из Москвы. В ноябре я отправил ему свой паспорт, и он взял на всех нас билеты на самолёт.

Поскольку восхождение на гору высотой 5895 метров по определению не может быть лёгкой прогулкой, мы решили к нему основательно подготовиться. Перед отлётом в Африку дважды поднялись до высоты 4600 метров на Эльбрус.

– Когда и как вас встретила Африка?

– Девятого февраля вылетели из Москвы. В столице Эфиопии Аддис-Абебе пересели на самолёт местных авиалиний. Он доставил нас в аэропорт «Килиманджаро», который находится неподалёку от одноимённой горы. Поселились в заранее заказанных номерах отеля, познакомились с закреплённым за нашей группой проводником Сеймоном.

В Танзании весь туризм находится под жёстким контролем государства. Ты не можешь нанять гидов из какой-либо частной фирмы и пойти, куда тебе вздумается.

Сеймон оказался приятным, общительным человеком и весьма опытным гидом. До нас он 350 раз водил группы туристов на Килиманджаро.

С проводником, а также с сопровождавшими экспедицию носильщиками из местных жителей мы общались на английском языке. Африканцы оказались весьма доброжелательными, простыми ребятами. Мы с удовольствием приглашали их в наши номера в отеле.

– Как началось восхождение?

– На вершину Килиманджаро с каждой стороны ведёт шесть-семь официально разрешённых туристических троп. Нам предстояло подниматься по тропе, которую местные называют «Кока-Кола».

Раньше вдоль неё повсюду валялись пустые бутылки из-под самого популярного в мире прохладительного напитка. Но с тех пор как государственная власть взяла туризм под свой присмотр, экологическая обстановка в национальных парках Танзании, одним из которых является гора Килиманджаро, разительно изменилась.

Ради того, чтобы сохранить уникальную флору и фауну, в Танзании даже полностью прекратили производство полиэтиленовых пакетов.

На пункте пропуска в национальный парк «Килиманджаро» все наши баулы и рюкзаки тщательно осмотрели, чтобы в них не было пластиковых бутылок и пакетов. Мы заплатили небольшой экологический сбор – около 50 долларов – и начали восхождение.

– С какой высоты стартовали? И какая природа вас окружала?

– В первый день восхождения предстояло подняться с высоты 2000 метров до 2700 метров, где находится базовый лагерь.

В горах Кавказа на такой высоте почти нет деревьев – только альпийские и субальпийские луга. А там повсюду вдоль тропы растут пальмы, лианы. На них скачут обезьяны, и по веткам перебираются маленькие чёрные лисы.

Вдоль тропы – идеальная чистота. Не только пустой бутылки или пакета, а и ни одной бумажки не видели!

Всё было хорошо, вот только в лагере мешали спать обезьяньи крики.

– Как я понимаю, после такой ночёвки началась основная часть восхождения…

– Да, на следующий день нам предстояло подняться в базовый лагерь на высоте 3700 метров. Такое расположение лагерей отнюдь не случайно. Физиологами доказано, что перепад высот в один километр за сутки – оптимальная нагрузка на организм человека. Многие посетители национального парка не поднимаются на вершину, а просто ходят по тропе от одного лагеря до другого и обратно.

Вокруг лагеря на высоте 3700 метров уже не было пальм – только редкие кактусы. Сюда и до конца восхождения помимо проводника Сеймона нас сопровождали носильщики. Они несли продукты и снаряжение для бивуаков. У этих местных ребят были современные рюкзаки, но они предпочитали почти весь груз нести на голове. Причём не придерживая его руками. Мы диву давались, как они балансируют с такой тяжестью на горных тропах и скалах.

– Как я понимаю, следующий лагерь был на высоте 4700 метров. На Кавказе на такой высоте уже поле ледников, а как в Африке?

– На Килиманджаро снег выпадает редко. И то только в районе вершины. А вокруг верхнего лагеря на нашей тропе была только каменистая пустыня.

Внизу сплошная облачность. Но сквозь неё пробивались несколько гор «пятитысячников» Танзании. Так что глазу было к чему «привязаться», на что полюбоваться. Особенно на рассвете и закате.

– А как проходил штурм вершины?

– Как и на вершину Эльбруса, на вершину Килиманджаро опытные проводники ведут группы ночью, потому что после обеда там часто портится погода. Налетает ветер, порой со снегом.

Мы вышли в 12 часов ночи. Идти было довольно-таки тяжело и сложно. Но наши носильщики, подбадривая себя и нас, всю дорогу пели свои африканские песни.

Через семь часов вышли на нижний край громадного кратера. Ведь гора Килиманджаро – это древний потухший вулкан. Идти по краю кратера было не сложно. Но когда находишься выше вершины Эльбруса, то даже простой подъём даётся с большим трудом.

Наконец дошли до вершины. Её обозначает незамысловатая деревянная конструкция с надписью, что это и есть высшая точка континента – 5895 метров над уровнем моря.

Сфотографировались с флагами России, Кисловодска и ЦЕНТУРа.

Наши африканские друзья в это время танцевали на довольно просторной каменистой площадке вокруг вершины.

Мы все достаточно опытные альпинисты и знаем, что восхождение – это только половина горы. Вторая половина на спуске может стать не менее сложной, чем подъём. Поэтому не расслаблялись и не задерживались на вершине.

Впрочем, наш спуск с Килиманджаро прошёл спокойно, без неприятных сюрпризов. Передвигались так же – от лагеря к лагерю. Лишь мимо нижнего лагеря прошли без остановки. Так что спустились на сутки раньше.

– Полагаю, на этом ваше путешествие по Танзании не закончилось…

– Да, мы ещё участвовали в фотосафари. Ехали на джипе по саванне и джунглям в кратере огромного древнего вулкана и фотографировали диких животных.

Этот вид туризма государство тоже жёстко регламентирует. Когда мы попросили подъехать чуть ближе к фламинго, нам объяснили, что если джип свернёт с дороги, то гида не только навсегда лишат лицензии, а могут даже и посадить в тюрьму.

Благодаря таким жёстким правилам животные не обращают внимания на туристов. Дикие слоны подходили к машине буквально на два-три метра. И даже львица на наших глазах охотилась на антилопу.

– Увлекательные африканские приключения позади. Началась повседневная работа спасателя и воспитателя юных туристов да скалолазов. Какая вершина для вас станет следующей?

– С другой группой друзей-альпинистов мы условились, что летом 2023 года поднимемся на пик Ленина, который находится в горной части Киргизии. Его высота 7134 метра и технически подъём довольно сложный.

– Надеемся и верим, что и на такой высоте вы развернёте флаг города-курорта Кисловодска – города нашего сердца!

Вёл беседу Николай БЛИЗНЮК

Фото автора и из архива Евгения Савенко