Дар видеть красоту и нести её людям

Выставки

Дар видеть красоту и нести её людям

В эти дни в муниципальном выставочном зале Кисловодска проходит выставка члена творческого союза художников России Любови Адониной и её учеников «С любовью к миру!».

Несколько бывших учеников Любови Михайловны уже сами преподают живопись. Поэтому можно говорить о сложившейся на КМВ художественной школе Любови Адониной.

А абсолютно любая школа держится на масштабной личности её основателя.

 

Этюдник и татами будущего инженера – системотехника.
Семейная легенда Адониных гласит, что их пращур расписывал Ново-Афонский монастырь.
Бывает, что гены аукаются через несколько поколений. Вот и юной Любе всегда хотелось рисовать, хотя судьба вела её совсем в другую сторону.
Родители рано отдали Любу в школу, поэтому в 15 лет она уже получила аттестат. И в нём были одни пятёрки. Естественно, «звезда» школы выбирала самую «крутую» профессию.
В 70-е годы только входили в оборот компьютеры. В одном из старейших вузов Юга России, Новочеркасском политехническом институте, как раз стали готовить инженеров-системотехников. Специалистов, которые могли бы создавать техническую начинку компьютера и программировать её.
В Новочеркасске жил фронтовой друг её дедушки Борис Арсентьевич Антонов. Он охотно согласился присматривать за 15-летней внучкой фронтовика Алексея Гавриловича Демченко.
А тут ещё опробовали экспериментальную систему поступления в вузы для отличников. Люба сдала первые два экзамена на пятёрки и сразу поступила в институт. Всё сулило, что ей уготована судьба рафинированного «технаря».
И вдруг на своё 16-летие Люба попросила маму подарить ей этюдник. Медработника Людмилу Алексеевну просьба дочери удивила, но перечить она не стала – купила деревянный ящичек с отделениями для красок и кисточек.
Почти четыре десятка лет, куда бы судьба её ни забросила, Любовь Адонина возила с собой тот этюдник. Он и сегодня хранится в её мастерской как реликвия.
В институте в свободное от учёбы время Люба начала было заниматься в изостудии при кафедре архитектуры. К сожалению, вскоре педагог умер, и изостудию закрыли.
А у высокой, статной Любови Адониной появилось новое увлечение – недавно легализованная в СССР борьба дзюдо.
Учась на четвёртом курсе, студентка Адонина заняла третье место на первенстве центрального совета общества «Спартак». Ей присвоили звание кандидата в мастера спорта и включили в сборную России.
Но Любовь Адонина отказалась от спортивной карьеры, поскольку собиралась замуж и ждала ребёнка.

Сквозь тернии «лихих 90-х»
Несмотря на все свои увлечения, Любовь Адонина закончила Политех с красным дипломом и ей светила блестящая карьера на оборонных предприятиях Урала. Однако она поехала вслед за мужем, которого распределили на химический завод в городе Каменск-Шахтинске Ростовской области. Инженеры-системотехники там были не нужны. К тому же в этом городе очень плохая экология. Поэтому маленькие дети стали часто болеть
Три года терпели, а в 1991 году решили переехать в станицу Ессентукскую, где жила мама мужа. Но сестра мужа отказалась прописывать большую семью на своей жилплощади.
Тогда мама Любови купила на все свои сбережения маленький домик с печным отоплением в станице Боргустанской. Но по тогдашним правилам, чтобы получить прописку, даже имея жильё, надо было два года отработать в колхозе.
Работа в колхозе плюс огромный огород и ещё 30 соток в поле под картошку – муж оказался не готов к такой суровой деревенской жизни. Как спустя четверть века говорит Любовь Михайловна, он «сломался».
– Мы развелись, и он уехал в город. Для меня это был шок. Дети маленькие. Старшей дочери Юле было пять лет, а младшим дочерям-близнецам Наташе и Лене – по три с половиной года. А тут ещё недостроенный дом и огромный огород.
Но надо было как-то выживать, и Любовь Адонина устроилась в школу преподавать информатику.
А поскольку всегда мечтала рисовать, то ещё взялась вести в школе кружок рисования от Центра детского творчества Предгорного района. Вспомнила и своё спортивное прошлое – вела в школе секцию дзюдо. Благо напротив школы находится детский сад. Там дочери и дожидались, когда у мамы закончатся занятия в школе.
Всё бы ничего, но тут даже в школе перестали регулярно платить зарплату. Деньги давали с задержкой в несколько месяцев. А детей надо было кормить и одевать каждый день.
Однажды подруга сказала Любови, что на частную сувенирную фабрику «Престиж» на станции Золотушка требуется художник.
 – У меня денег было только на автобус туда и обратно. Все знали, что директор очень жёсткий, конфликтный человек. Но он платил деньги. И у него художники работали на дому. Мне он при первой встрече велел скопировать на крышку шкатулки изображение старинного деревянного храма. Через два часа я показала расписанную крышку. Он посмотрел и сказал: «Ладно, берите первую партию домой».
Днём Любовь Адонина работала в школе и пропалывала огород. А ночью копировала на крышки шкатулок картины Шишкина, Айвазовского и других классиков. Раз в неделю художники приезжали в контору фабрики и сдавали по 100 крышек. Приёмка была жёсткая. Но платили достойно.
– Такая изматывающая живописная практика продолжалась два года. Благодаря ей мы пережили самое трудное время.

Надо встретить «своего учителя»
Однажды знакомая педагог-художник из Ессентуков спросила Любовь Адонину: «Можно я к тебе художников на пленэр привезу? Им надо где-то остановиться под крышей».
Любовь Михайловна к тому времени достроила дом, и потому охотно согласилась. Так в станице Боргустанской появилась «Творческая дача».
– Приезжали то одни кавминводские художники, то другие. С «горбушки» моего огорода открывается изумительный вид на станицу Суворовскую и город Черкесск. Там почти все писали пейзажи. Потом мы ходили по станице. Писали казачьи хаты, осликов у плетня и прочие бытовые сценки.
Художники приезжали на пленэр как на праздник и привозили детям много вкусняшек. Я со всеми рядом писала. Перенимала то один стиль, то другой. Когда приехало сразу много художников, то несколько человек спокойно неделю ночевали на чердаке в спальниках.
Однажды организатор пленэров приехала в станицу Боргустанскую с известным на Кавминводах художником и педагогом Анатолием Анатольевичем Ягушевским.
Любовь Михайловна вспоминает:
– Я нарисовала лошадь и протянула рисунок Анатолию Анатольевичу. «Да ты же гениальная!»- воскликнул он. Теперь я понимаю, что рисунок был весьма посредственный, но тогда от похвалы стало очень приятно.
Суть педагога в том, чтобы первым словом зацепить тебя на всю оставшуюся жизнь.
Анатолий Анатольевич стал регулярно приезжать в станицу Боргустанскую из Новопятигорска со своими учениками. И каждый пленэр с ними становился ценнейшим уроком для Адониной-художника.
– В жизни самое главное – состояться, – убеждена Любовь Михайловна.- Но состояться в одиночку невозможно. Поэтому так важно встретить «своего учителя». Я до сих пор общаюсь с Анатолием Анатольевичем и учусь у него.

Внизу не встретишь таких красот и чудес
На большинстве пейзажей Любови Адониной запечатлены горы.
 – В «лихие 90-е», когда казалось, что вот-вот сойдёшь с ума от обилия проблем, подруга предложила: «Давай сходим на Эльбрус!» Чтобы заработать деньги на необходимое для восхождения снаряжение, мы с ней два месяца поработали в археологической экспедиции. Она разнорабочей, я – художником.
И вот как-то вечером получили зарплату, а уже в шесть утра поехали с экспедицией альпинистов подниматься на Эльбрус.
Мы не дошли до вершины 700 метров, когда начался страшный буран. На скалах Ленца снегом заваливало палатку, а вокруг били молнии. Чудо, что все остались живы. Утром чуть-чуть утихомирилось, и мы побыстрее спустились вниз. Под впечатлением от увиденного родилась картина «Буран на скалах Ленца».
С тех пор Любовь Адонина стала часто ходить с подругами в горы. И всякий раз на привалах они сокрушались, что с ними нет мужчин-ровесников, которые бы помогли на трудных участках восхождения.
И вот однажды такой мужчина нашёлся. Пять лет назад бывший военный лётчик из Ессентуков Сергей Николаевич Попов не только стал надёжной опорой Любови Михайловны в походах, а и соединил с ней свою жизнь.
К тому времени Юля, Наталья и Елена Адонины уже обзавелись собственными семьями и жили отдельно – в Ессентуках и в Санкт-Петербурге.
Горы крепко «зацепили» Сергея Николаевича и Любовь Михайловну.
– Мы с мужем постоянно ездим в горы на «Ниве», которую специально для этого купили. Находим «медвежьи углы» и живём в них по несколько дней. Там я пишу этюды, всматриваюсь и фотографирую.
На примере своей самой свежей живописной работы Любовь Михайловна приоткрыла технологию создания картин.
– Недавно в урочище Адыл-су, что находится за Тырныаузом, я увидела, как мальчик в оранжевой куртке играл в песочек на берегу горной реки. Я ходила, осматривала окрестности, а он продолжал играть, ни на кого не обращая внимания. Тогда я его сфотографировала. И вот в этом месяце по фотографии и своим воспоминаниям написала картину.
Прямо при мне Любовь Михайловна выписывала детали на эскизе горного пейзажа, который она сделала в той же поездке в Адыл-су.
О своём нынешнем режиме жизни она рассказала так:
– Три дня я нахожусь в Боргустанской. Затем два дня занимаюсь с учениками в Ессентуках. А потом мы с Сергеем едем в горы.

«Одарённые дети России» Любови Адониной
За несколько десятилетий творческой деятельности Любовь Михайловна пришла к такому выводу:
– Я не столько художник, сколько педагог!
Когда Любовь Алдонина вела в школе кружок рисования от Центра детского творчества Предгорного района, её ученики участвовали в Президентской программе и трое из них вошли в книгу «Одарённые дети России».
Затем был конкурс рисования под эгидой Роскосмоса. Ребята из Боргустанской школы представили серию работ на космическую тематику, которые очень понравились организаторам. За них преподавателю дали «золотой сертификат» А участвовавшей в конкурсе старшей дочери Любови Михайловны Юле в течение года платили стипендию главы администрации Предгорного района. На эти деньги она первое время жила, когда поступила в Пятигорский пединститут.
Любовь Михайловна вышла на пенсию и оставила работу в школе и в Центре детского творчества – замучилась писать бесчисленные планы и отчёты. Решила целиком посвятить себя любимому делу.
В Ессентуках у неё есть собственная художественная студия, которая тесно сотрудничает с Кисловодским выставочным залом.
 Любовь Михайловна поясняет:
– Сложилась традиция – наша студия каждый год выставляет в Кисловодске свежие работы. Сейчас там более ста работ двадцати моих учеников. Послезавтра и я выставлю в Кисловодске свои полотна. К сожалению, в этом году я написала только 26 новых работ. Так что придётся выставить и несколько прошлогодних полотен, чтобы занять всё отведённое место. Хотя я стараюсь так не делать, поскольку считаю, что на каждой моей выставке посетители должны видеть новое.
Хочется, чтобы каждая картина нашла «своего зрителя». Того, которого она будет радовать!

Николай БЛИЗНЮК
Фото автора