Обручённые войной

Премьера

Обручённые войной

В канун Дня Победы на сцене единственного в стране Театра-музея «Благодать» показали премьеру спектакля «Обручённые войной». На премьере присутствовали глава города Евгений Моисеев, председатель Думы Любовь Волошина, президент кинофестиваля «Хрустальный Источник», заслуженный артист России Эвклид Кюрдзидис, гости из всех уголков России, представители СМИ региона, друзья «Благодати» и сам автор, писатель Николай Черкашин. Постановка режиссёра театра Ольги Колчевой по книге московского писателя Николая Черкашина посвящена памяти его родителей, которые познакомились во время Великой Отечественной войны в госпитале Кисловодска.

В «Благодати» уже много лет идёт спектакль «Последняя любовь Колчака» по произведению Н. Черкашина. Материал для книги писатель собирал в Кисловодске – именно в нашем курортном городе жила главная героиня Анна Тимирёва (урождённая Сафонова).

Роман Николая Черкашина «Обручённые войной» – первая книга, в которой сын рассказал судьбу своих собственных родителей. Воистину Андрей Черкашин и Евгения Соколова были обручены войной. Раненый офицер и военный врач навсегда связали свои жизни. Но и роман, и спектакль не только о любви – они позволяют по-новому взглянуть на события Великой Отечественной войны и сохранение памяти о Победе. На сцене разворачиваются события не только из жизни отца и матери писателя, но и немецкого офицера и его возлюбленной. И это сравнение героев точно передаёт очень важную мысль: минувшая война – трагедия для всех её участников. Главное отличие в том, что советские воины защищали и освобождали свою Родину и Европу от фашистской чумы и шли ради этого на смерть, а солдаты и офицеры вермахта погибали как оккупанты, захватчики. И только попав в плен, они по-настоящему осознавали, что стали пушечным мясом для реализации чьих-то бредовых идей. С большим интересом зрители смотрели сцену спектакля, посвящённую встрече Андрея и Евгении в Кисловодске в одном из госпиталей. И история о том, что именно в Кисловодске Марк Фрадкин написал музыку для песни «Случайный вальс» вызвала неподдельный интерес у зрителей. Премьера спектакля стала большим событием в культурной жизни города. Очень трогательным было выступление автора романа Николая Черкашина. Ему было очень трудно говорить. Ведь он в этот вечер «встретился» со своими юными родителями. Судя по реакции в зале, этот спектакль ждёт долгая жизнь.

Николай Андреевич Черкашин, известный русский писатель-маринист, родился в семье офицера-фронтовика 25 ноября 1946 года в городе Волковыске Гродненской области. Но корни его рода глубоко уходят в тверскую землю: мама родилась в Твери, а её деды и прадеды из верхневолжского села Селихово (Конаковский район).

В 1970 году Николай Черкашин с отличием окончил философский факультет Московского государственного университета, а затем и аспирантуру МГУ по специальности «история русской философии». Работал в газетах «Комсомольская правда», «Красная звезда», «Российская газета», в журналах «Наш современник» и «Воин», был главным редактором книжного издательства «Андреевский флаг».

Свою первую книгу – «Соль на погонах» – Николай Черкашин написал на борту подводной лодки в Средиземном море. Она сразу же была замечена и читателями, и издателями и была удостоена премий. С тех пор прошло несколько десятков лет, которые превратились в 107 книг о моряках-подводниках, о тайнах холодной войны в морских глубинах, о морских катастрофах, о жизни, любви и героизме моряков Российского флота.
Николай Андреевич работал специальным корреспондентом «Красной звезды», а с 1997 года – военно-морским обозревателем «Российской газеты». Он автор многих книг о моряках и флоте. Член Союза писателей СССР (России) с 1983 года.

Первая книга, «Соль на погонах», была отмечена сразу двумя премиями – имени Николая Островского на конкурсе рукописей и премией Ленинского комсомола – по выходу в свет. За повесть «По следам «Святого Георгия» Николай Черкашин был удостоен международной литературной премии «Золотой кортик» (1988 г.).

В 1992 году за роман «Адмирал Непенин и иже с ним» стал первым лауреатом международной премии фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного, а в 2006 году ему была вручена премия Всероссийского историко-литературного конкурса имени Александра Невского за документальный роман «Адмирал Колчак. Диктатор поневоле». Телеграмму о присуждении литературной премии имени Валентина Пикуля Николай Черкашин получил на борту атомного ледокола «50 лет Победы» как раз тогда, когда атомоход находился в точке Северного полюса.
По произведениям Николая Черкашина снимались художественные и документальные фильмы («Крик дельфина», «Романс Колчака», «Форс-мажор» и др.)

В 2006 году писатель был отмечен национальной премией «За лучшую авторскую книжную серию», в которую вошли 12 книг «Морской коллекции», выпущенной издательством «Совершенно секретно».

Перед началом спектакля корреспонденту «КГ» удалось побеседовать с Николаем Андреевичем.

– Как выпускник философского факультета МГУ оказался на флоте, да ещё на подводной лодке?

– Спасибо цыганам – без их помощи не удалось бы. Вернее театру «Ромэн». Мой первый опыт связан с этим театром – единственным в мире цыганским театром. Я был на уборке хлеба на Алтае. Встретил там табор цыган, которые подрядились перегнать скот из Монголии на Алтай. Это были цыгане, которые делали полезное и нужное дело для страны – работали по поставкам скотоимпорта. 4 месяца они гонят скот через горы за 400км. Я к ним пристал и стал у них скотогоном. Сказал, что мне не надо ничего платить, просто хочу посмотреть на их кочевую жизнь. Весь отпуск я пробыл с табором – песни, гитара, костры, словом, нормальная цыганская жизнь. Я даже чуть на цыганке не женился. А когда вернулся в Москву, написал большой очерк-репортаж «Табор без гитары». Его опубликовали в «Комсомольской правде». Очерк прочитали в театре «Ромэн» и пригласили меня в гости, на встречу творческой молодёжи. Мне тогда было 23 года. И на встрече мне предложили написать пьесу о современных цыганах, которые не воруют, не крадут, не обманывают, а делают нужное дело. Они были и сами удивлены, что есть такие таборы, которые занимаются настолько полезным для страны делом. Я такую пьесу для театра написал. Её поставили, и она в театре «Ромэн» шла 7 лет. В то время я служил в газете «Красная звезда» и мне очень хотелось романтики, новой жизни. Никак не хотелось сидеть в кабинете, быть простым газетчиком, а постигать для себя что-то новое, неизведанное. В одной из командировок в Египет я увидел нашу подводную лодку, которая вернулась с боевой службы на ремонт в Александрию. Удивительное зрелище тогда представлял корабль – весь ободранный, чёрно-красный. Из-за того, что лодка 12 месяцев находилась в морях, штормы сорвали чёрную краску, а под ней – красный сурик и наросла всяческая зелень. Жуткое впечатление – не корабль, а саван для усопшего всплыл со дна морского. Корабль пришвартовался, из него вышли бледные и худые офицеры и экипаж. Не люди – тени. Представьте, 12 месяцев просидеть под водой в прочном корпусе… Лейтенанты – мои ровесники, а командир подводной лодки оказался моим земляком. В родную страну мы возвращались вместе на госпитальном судне. Они на отдых, а я в редакцию. По пути сдружились и договорились, что я к ним вернусь служить. В экипаже образовалась вакансия заместителя командира по политчасти, которого списали из-за открытой формы туберкулёза. Так сказать – освободилось туберкулёзное местечко. Перевестись туда было совсем не просто, но я сделал всё возможное и даже невозможное. Представьте из газеты в действующий флот, да ещё в эскадру подводных лодок. Помогли цыгане! В театр «Ромэн» я пригласил адмирала -начальника политуправления военно-морского флота, которому спектакль, поставленный по моей пьесе, очень понравился, и я ему предложил: давайте, я послужу на подводной лодке и напишу роман о подводниках! Он согласился и перевёл меня!

На 12 месяцев я с экипажем ушёл в Средиземное море. Мы успешно выполнили задание, вернулись без потерь, нам вручили ордена «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР». С той поры море, моряки, подводники, офицеры, их судьбы – стали главной темой моего творчества. Первые свои рассказы я написал на борту той самой подводной лодки. До сих пор мы дружим – командир, старпом, офицеры. Встречаемся. Это дружба на всю жизнь!

– А как сложилась дружба с Театром-музеем «Благодать»?

– Спасибо нефтяной компании «Лукойл»! Я сотрудничал с ними и по поручению руководства был направлен в командировку в Будённовск. Мне показалось, что я попал в ад: пыль, жара больше 50 градусов, да ещё стреляли тогда. Мне сказали сидеть в гостинице, никуда не выходить. Была высока вероятность, что украдут и будут требовать выкуп у «Лукойла». И вот оттуда я попал в Кисловодск. Это была дорога из ада в рай! Мой близкий родственник – известный историк Владимир Лабыцин – столько рассказывал о «Благодати» в Кисловодске:

– Это единственное место в мире, где увековечена память о Колчаке, – говорил он. – А я как раз тогда писал о Колчаке, – в «Благодати» висят его портреты, они всем коллективом изучают жизнь адмирала.

Вот его слова я в Будённовске и вспомнил. Подумалось: всего-то 200 км, надо съездить! Приехал, нашёл Валентину Петровну Имтосими, увидел практически полноценный музей Колчака в Театре-музее «Благодать». Всё понравилось, «Благодать» захватила с первого общения. Я как раз в это время работал над романом о Колчаке «Адмирал Колчак – диктатор поневоле» – удивительное совпадение. Кисловодск – родина Анны Тимирёвой, здесь всё способствовало правильному прочтению истории жизни адмирала. Роман шёл трудно, мучительно, но в результате книга была признана лучшим произведением о Колчаке. Не только моряки, но и родственники адмирала приняли её как свою, долгожданную книгу.

А тогда в Кисловодске со свойственным Валентине Петровне провидением она спросила меня, не мог ли я написать пьесу о Колчаке. После цыган – легко! Вернулся в Москву и на одном дыхании написал пьесу. Это была первая пьеса, поставленная в России. Да, собственно, и в мире никто не ставил ничего об адмирале! Валентина Петровна была пионером, и я ей за это очень благодарен!

Потом был Булгаков. До встречи с Валентиной Петровной, я больше уделял внимания литературоведению, а Валентина Имтосими вновь сказала – нам нужна пьеса о Булгакове, и опять я написал пьесу, которая с успехом многие годы шла в «Благодати». Её сами артисты очень любили, уж больно интересна и удивительна судьба самого Булгакова. Кстати, о Булгакове никто больше не ставил. Ставят Булгакова, но не о Булгакове! Сикорский – тоже фигура мирового уровня, а спектакль о нём идёт только в «Благодати». За этим театром мировой приоритет в замечательных постановках об удивительных людях вселенского масштаба!

Пьеса, которую мы посмотрим сегодня, тоже событие уникальное – нигде в мире не было такого, чтобы сын написал пьесу о своих родителях, а потом приезжал на премьеру смотреть спектакль – встречаться с ними, ожившими в образах на сцене почти через 80 лет!

– Вы всегда знали, что ваши родители познакомились в госпитале в Кисловодске, но попали в Кисловодск Вы по делам Колчака?

– Уже после всех спектаклей «Благодати» по моим пьесам, после долгого осмысления, я стал работать над книгой о родителях «Обручённые войной», стал смотреть записи отца, дневники мамы – многое открылось. Мне захотелось показать то поколение 30-х годов прошлого столетия, как их свела судьба. Ведь таких людей, как мои родители, было множество. Судьба моих родителей – судьба нашего народа, нашего прошлого поколения, судьба нашей страны. И очень хорошо, что в этой судьбе красной линией, главной и решающей проходит город-курорт Кисловодск, город-госпиталь, город-жемчужина!