«КРОХОТНЫЙ театр» начинается с книги, символа знаний

«КРОХОТНЫЙ театр» начинается с книги, символа знаний

В 43 номере «Кисловодской газеты» от 20 октября текущего года в публикации «Детям очень нравится, как в куклы играют взрослые» мы рассказали о кукольном театре «Петрушка» Центральной детской библиотеки имени А.И. Солженицына. Его актёры и авторы марионеток – штатные сотрудники читального зала учреждения культуры.
Впоследствии оказалось, что в городской библиотечной системе есть не только кукольный театр, но и драматический, если хотите. Да-да, и тоже самодеятельный, причём труппа (четыре человека) – сплошь библиотекари Центральной городской библиотеки имени А. Солженицына. Мы пообщались с заведующей сектора организации досуговой деятельности Еленой Рыбальченко.
Отправной точкой создания театра стало 100-летие драматурга, писателя и общественного деятеля Александра Исаевича Солженицына, почётного гражданина города Кисловодска. Возник вопрос: как библиотека, носящая имя юбиляра, будет его праздновать. К этому времени в отделе досуга, о котором мы ведём свой рассказ, давно сформировался дружный, творческий коллектив.
В канун праздничной даты инициативная группа подготовила постановку по циклу «Крохотки» – маленьким рассказикам Солженицына. Затем два серьёзных спектакля: поэтический реквием по мотивам лагерной поэзии Александра Исаевича «Отсюда не возвращаются» и спектакль «Голос памяти правдивой» по произведению «Один день Ивана Денисовича», длившиеся по 15 минут каждый. Начинающие актёры придумали себе название – «КРОХОТНЫЙ театр».
Почему КРОХОТНЫЙ?
Во-первых, потому что начали своё существование с премьеры солженицыновских «крохоток». А во‑вторых, их всего четверо, то есть мало. А ещё абсолютно всё они делают сами – пишут сценарии, готовят костюмы, афиши, реквизит, монтируют видеоряд.
Первая премьера театра состоялась в домашних стенах. Затем труппа отправилась с этими постановками на «гастроли» по городским площадкам – учебные заведения, музеи, скверы. Было организовано не менее 10 концертных выступлений в Кисловодске. К постановкам тогда приготовили и все необходимые атрибуты – костюмы, посуду, керосиновые лампы и прочий инвентарь. Сделали всё максимально возможное, чтобы воссоздать антураж той эпохи.
– Вы знаете, для чего мы это делаем? – говорит Елена. – В первую очередь, чтобы увлечь читателя. Чтобы ему было интересно, чтобы появилось непреодолимое желание прийти в библиотеку, прочитать или перечитать эти произведения. Одно дело, когда вы прочли книгу, и совсем другое – когда визуальный ряд сопровождает эмоционально, он как бы погружает вас в тему.
Самодеятельные актёры прочувствовали на себе радость актёрского ремесла. Им понравилось самим и, как говорится, они вошли во вкус. 2019 год был объявлен президентом Годом театра. Тут как бы сами обстоятельства сложились так, что не продолжать театральную деятельность было невозможно.
Получилось, как в рязановской советской кинокомедии «Берегись автомобиля». Помните, там режиссёр самодеятельного театра в исполнении великого Евгения Евстигнеева обратился к своим актёрам с вопросом: «Не пора ли, друзья мои, нам замахнуться на Вильяма, понимаете ли, нашего Шекспира?». Что ответила ему труппа? Правильно: «И замахнёмся!». Наши барышни тоже решили «замахнуться».
Вспомнилось актёрам «КРОХОТНОГО театра», что в разное время Кисловодск посещали великие русские классики: Антон Чехов, Михаил Зощенко, Сергей Есенин, Лев Толстой, Владимир Маяковский, да и много кто ещё.
– Прежде всего, – отмечает Елена Рыбальченко, – каждое наше мероприятие не просто спектакль. Мы преследуем просветительскую цель. Обязательно перед спектаклем знакомим зрителей с биографией автора, по произведению которого осуществлена постановка. Если это дети, то выбираем форму интерактивного квеста или игры. Очень часто после такого общения мы видим наших зрителей в библиотеках и читальных залах города. Они приходят с желанием познакомиться поближе с тем или иным произведением, о котором узнали во время просмотра спектакля театра.
В 2019-м у «КРОХОТНОГО» было около полусотни выступлений на разных сценических площадках города. Порой случалось, что в день приходилось давать по три-четыре мероприятия и спектакля. В репертуаре библиотечного театра значилось к этому времени уже около десяти спектаклей. По Чехову – пьесы-­шутки «Предложение» и «Медведь», а ещё небольшая этюдная зарисовка по «Вишнёвому саду». У Зощенко позаимствовали «Корни капитализма», «Аристократку» и «Монтёра». Николай Некрасов «предложил» «Осеннюю скуку». К новогодним праздникам поставили «Сказку для взрослых» – своего рода попурри по русским народным сказкам. У Гоголя взяли два произведения: «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Мёртвые души». У Ивана Крылова отобрали «Урок дамочкам» и несколько басен. Омара Хайяма, естественно,«Рубаи». Ну и, конечно, Вильям наш Шекспир – в одном спектакле смешали понемногу из «Гамлета», «Отлелло», «Виндзорских насмешниц» и приправили всё это сонетами.
– Наше преимущество в том, – отвечает Елена на мой вопрос, были ли трудности, – что мы сами можем выбирать, что ставить. Поставили то, с чем могли справиться, что подойдёт коллективу, что будет интересным нашим читателям. И потом, если не пропускаешь через себя все чувства и эмоции, если по-настоящему не страдаешь, не смеёшься – зритель ничего не примет, не поймёт, не оценит.
Наши спектакли длятся не
больше получаса, но каждую из этих 30 минут надо проживать от души, на полную мощь. Мне кажется, именно реакция зрителей –  подтверждение тому, что у нас это получается.
В последние два года пандемия притормозила деятельность «КРОХОТНОГО театра».
Вплоть до конца этого лета актёры были заняты в проекте «Старшее поколение» партии «Единая Россия», в числе целей которого – нестандартные формы социальной поддержки людей старшего возраста. Ежемесячно жителям Кисловодска поколения 60+ актёры показывали по одному спектаклю. В основном это старые постановки.
Но азарт не пропал, просто катастрофически не хватает времени. Тех читателей газеты, кто подумал, что работники библиотеки занимаются театральной деятельностью в рабочее время, огорчу. Многое приходится делать в своё личное, свободное время. Тексты каждый учит дома, а поскольку чаще всего это диалоги, приходится заучивать наизусть и за себя, и за парт-нёра по труппе, то есть всю пьесу. Выучить мало – надо ещё совместить с движениями на сцене, чтобы довести до автоматизма, иначе ничего не получится. Нередко приходится репетировать по вотсапу или скайпу.
Каковы же планы на будущее у «КРОХОТНОГО театра»?
– Они есть, причём грандиозные! Из ближайшего – готовится постановка спектакля по произведениям русских поэтов Серебряного века, «Провинциалка» Ивана Тургенева и, как водится, «очень хочется ­чего-нибудь испанского».
Осталось назвать имена самодеятельных артистов сектора организации досуговой деятельности Центральной библиотеки города-­курорта Кисловодска: Людмила Лазаренко, Елена Самохина, Ксения Тихонова и завотделом Елена Рыбальченко.
И в заключение. Афоризм основателя Московского Художественного академического театра Константина Станиславского звучит так: «Театр начинается с вешалки». Это к тому, что большое дело чаще всего начинается с кажущихся на первый взгляд пустяков и мелочей. В библиотеке всё иначе – здесь «КРОХОТНЫЙ» начинается с серьёзных произведений классиков, то есть с книг. А книга – это, как ни крути, кладовая знаний и способ изучения мира.
 
Александр БЕЙФУС
Фото автора и с сайта библиотеки