ПАТП-2: полвека с жителями и гостями Кисловодска

ПАТП-2: полвека с жителями и гостями Кисловодска
 
Ко Дню автомобилиста
 
Почти полвека назад Валерий Петрович Бабешко переступил порог  предприятия ПАТП – 2
 
В истории некогда одного из крупнейших автотранспортных предприятий в Ставропольском крае – кисловодского таксопарка – как в зеркале отразились взлёты и кризисы, которые наша страна переживала с 70-х годов прошлого века.
По сей день ОАО ПАТП‑2 остаётся одним из гарантов бесперебойного транспортного обслуживания горожан и отдыхающих на курорте. Здесь бережно хранят наработанные за десятки лет традиции трудового коллектива.
 
Кисловодский таксопарк – вровень с московским
 
В 70-е годы прошлого века, которые считают периодом наивысшего расцвета Советского Союза, руководители государства очень любили отдыхать в Кисловодске. Один из терренкуров в здешнем Национальном парке до сих пор называют «Косыгинская тропа», а прямая дорога из аэропорта Минеральные Воды в Кисловодск появилась благодаря личному распоряжению генсека Брежнева.
Нынешний генеральный директор ОАО ПАТП‑2 Валерий Петрович Бабешко, который почти полвека работает на этом автотранспортном предприятии, вспоминает:
– Власти Кисловодска и руководители ведущих предприятий города-­курорта стремились использовать повышенное внимание руководителей страны к курорту, чтобы в условиях жёсткой плановой системы «выбить» сверх лимитов то одно, то другое для города. Коллеги в других районах и городах Ставропольского края завидовали нам.
В кисловодском таксопарке было три колонны по 100 машин. За каждым такси закрепляли по два водителя. Плюс слесари, мойщики, инженерно-­технические сотрудники. В общей сложности в автотранспортном предприятии трудилось до 800 человек.
Для работников ПАТП‑2 построили большой жилой дом на улице Крутая дорога, а для их сыновей и дочерей – детский сад на сто мест.
Ссылаясь на то, что Кисловодск – курорт всесоюзного значения, руководители города и таксопарка добились того, что на предприятии построили образцовый многоярусный гараж.
Таких гаражей в стране было всего три: в 17-м московском таксомоторном парке, в Ростове-на-­Дону и в Кисловодске. Но в Ростове сделали низкие потолки – только для проезда легковых такси. А в Кисловодске увеличили затраты на строительство, зато подняли потолки так, что на верхние ярусы свободно заезжают ГАЗели.
В Москве из такого гаража давно сделали рынок, а в Кисловодске его до сих пор используют для стоянки автомобилей.
 
От водителя до директора – за 24 года
 
Чтобы устроиться на работу в кисловодский таксопарк, в 70-е годы надо было выдержать нешуточный конкурс.
Причём принимали в ПАТП‑2 не в кабинете директора или начальника автоколонны, а на общем собрании, которое проходило по пятницам. Ветераны предприятия вспоминают:
– Собиралось до ста человек. Ведущий докладывал: вот, мол, к нам желает устроиться водителем Ваня Иванов. Претендента засыпали самыми разными вопросами. Отбирали не просто хороших работников. В таксопарк старались принимать тех, кто отличался ещё какими-то способностями: был хорошим спортсменом, или мог быть полезен в художественной самодеятельности.
В 1975-м году такому доскональному разбору коллектива таксопарка подвергся демобилизованный год назад после срочной службы в Ташкенте Валерий Бабешко.
Выяснилось, что он не только достаточно умелый водитель, а и обладает нужным коллективу талантом:
– В таксопарке был свой духовой оркестр, а я со школьных лет играл на трубе, – с улыбкой вспоминает Валерий Петрович.
Рядовым водителем такси Валерий Бабешко безупречно отработал 11 лет. Снискал авторитет среди товарищей, его избирали секретарём комсомольской организации всего предприятия.
Начальник автоколонны разглядел в Валерии Бабешко задатки организатора и назначил его звеньевым. Так Валерию Петровичу впервые пришлось отвечать не только за себя, но и за водителей 10 такси.
В какие только передряги не попадает за смену таксист, с какими только людьми не приходится ему общаться. И надо всегда сохранять выдержку, быть доброжелательным и тактичным.
А если случится срыв, то первым твоё поведение досконально разберёт звеньевой.
– Мы сами воспитывали нарушителей, – так Валерий Петрович формулирует суть работы звеньевого.
Очевидно, звеньевой Бабешко успешно справлялся с ролью воспитателя, потому что вскоре начальник колонны назначил его заместителем бригадира. А бригадир и его заместитель уже отвечают за водителей 30 такси.
Если при назначении звеньевого и бригадира смотрели только на деловые качества человека, то для дальнейшего продвижения по служебной лестнице уже требовалось специальное образование.
Валерий Бабешко заочно и на «отлично», окончил Харьковский автодорожный техникум. После чего его назначили начальником автоколонны.
Прошло несколько лет – и в ПАТП-2 освободилось место заместителя директора. По опыту работы и деловым качествам начальник колонны Бабешко вполне соответствовал этой должности. Но у Валерия Петровича не было высшего образования. А без него в краевом министерстве транспорта кандидатов на столь высокие должности не утверждали.
Тогдашний директор ПАТП‑2 Павел Никифорович Ковнер принял компромиссное решение. Назначил Валерия Петровича Бабешко исполняющим обязанности замдиректора с условием, что тот поступит в институт.
Так в 40 лет Валерий Бабешко стал студентом факультета технического сервиса Азово-­Черноморского института механизации сельского хозяйства.
 
«Нас 22 года «хоронят»,а мы продолжаем работать»
 
В «лихие 90-е» кисловодское ПАТП‑2, как и большинство других государственных предприятий стали реорганизовывать в акционерное общество.
Акции продавали своим же работникам. Многих водителей буквально уговаривали купить две-три акции. Так у таксопарка появилось около 300 собственников-­акционеров.
Пятого февраля 1999 года, впервые в истории кисловодского таксопарка, акционеры выбирали директора предприятия.
Собрание шло очень долго: с полудня и до девяти часов вечера. Акционеры вытащили подноготную каждого из двух кандидатов. Досконально разобрали их деловые и личностные качества.
(На фотографии инженер по эксплуатации ПАТП – 2  Александр Сергеевич Безрядин)
Тогда в Кисловодске, как и в других городах страны, практиковали веерные отключения электричества. Чтобы не сорвались выборы, организаторы собрания позвонили тогдашнему главе города Виктору Бекетову и попросили не отключать таксопарк от электроснабжения до окончания голосования.
Большинство акционеров проголосовало за Валерия Петровича Бабешко, с которым они почти четверть века проработали бок о бок.
Для самого Бабешко та победа была «радостью со слезами на глазах». Валерий Петрович вспоминает:
– Предприятие держалось на последнем дыхании. Была только одна более-­менее новая машина – директорская служебная. Износ подвижного парка составлял 99 процентов.
Первое время приходилось очень трудно. Вместе с инженерно-­техническими работниками я едва ли не ночевал на предприятии. Благо в других городах ещё оставались наработанные контакты с поставщиками запасных частей к автомобилям. Но чтобы их покупать, нужны были деньги, а их ещё попробуй заработать на таких машинах! Даже в краевом министерстве транспорта не верили, что мы поднимем предприятие.
Генеральный директор ПАТП‑2 с иронией констатирует:
– Нас уже 22 года «хоронят», а мы продолжаем работать!
Чтобы выжить, пришлось пересмотреть специализацию ПАТП‑2, потому что с выручки такси предприятие должно платить НДС. А таксист-­частник всё забирает себе. Как тут конкурировать?
Пришлось заняться и автобусными перевозками. С ними было попроще – хоть НДС не взимали. Но за каждый маршрут надо было конкурировать!
(На фотографии механик Владимир Алимурзович Косов)
Сейчас автобусы и маршрутки ПАТП‑2 обслуживают маршруты №1, 3, 14. Но и общественный транспорт тоже работает не в равных условиях. Валерий Петрович приводит только один пример:
– В Ставрополе стоимость проезда в маршрутке 28 руб­лей, а у нас – 18. Это при том условии, что затратная часть одинаковая – бензин по одной цене покупаем.
Тем не менее, в Кисловодске самые лучшие в Ставропольском крае автобусы и маршрутки.
В год кисловодское ПАТП‑2 платит пять миллионов руб­лей налогов. И при этом не просто выживает, а ещё сохраняет традиции и поддерживает высокий профессиональный уровень.
Фельдшеры и механики здесь работают сутками. Они должны не только утром выпустить на улицы города здоровых сотрудников за рулём исправных такси и автобусов, но и убедиться, что водитель из рейса вернулся трезвым, и что машина не поломана.
Если потребуется, то механик и ночью помогает ремонтировать машину. Много лет в таком режиме работал механик Владимир Иванович Жмырко. Лишь недавно он ушёл на пенсию. Сейчас традицию поддерживает механик Владимир Алимурзович Косов.
Под руководством механиков тщательно и добротно ремонтируют автомобили слесари Сергей Александрович Неграмотнов и Юрий Король.
А контролирует и организует всю техническую работу в ПАТП‑2 инженер по эксплуатации Александр Сергеевич Безрядин.
Однако ключевым кадровым звеном на автопредприятии были и остаются водители. Молодёжь равняется на таких асов, как Мурат Алиевич Ижаев, Юрий Владимирович Кувшинов, Марат Кубанов.
Едва ли не все водители в Кисловодске знают фельдшеров ПАТП‑2 Наталью Викторовну Красикову и Елену Анатольевну Грызлову. Если они проверили водителя и дали путёвку, то можно быть спокойным за его здоровье в рейсе.
(На фотографии фельдшер автопредприятия Елена Анатольевна Грызлова)
А ещё ПАТП-2 – одно из немногих предприятий в Кисловодске, где есть собственная рабочая столовая. Здесь можно вкусно и сравнительно недорого поесть. Но даже тех, кто предпочитает питаться принесёнными из дома продуктами, в рабочей столовой встречают радушно. Потому что генеральный директор настаивает:
– Я запрещаю питаться в цехе или в гараже на ­каком-­нибудь верстаке. Приди в столовую, помой руки, сядь за чистый стол и спокойно ешь столовскую или домашнюю пищу.
Чётко формулирует Валерий Петрович и то, почему городу необходимо сохранить ПАТП-2:
– Перевозчик-частник – это ненадёжно. Если ему что-то не понравится, то поставит такси во двор, бросит автобусный маршрут и уйдёт. Нет механизма, чтобы его задержать.
А с меня за каждый шаг, за каждую копейку спросит совет директоров, который акционеры выбирают на своём годовом собрании.
 
Николай Близнюк.
Фото автора.