Если звёзды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно…

Если звёзды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно…

Октябрь – время золотой осени, ярких красок, глубоких, объёмных ароматов и замечательных дат. На днях (не побоюсь этого слова) российская интеллигенция соберётся в Кисловодске, дабы отметить одновременно два юбилея – 125 лет усадьбе почётного учителя Александра Николаевича Агафонова «Благодать» и 30 лет единственному в России Театру-музею «Благодать». (На фото: генеральный директор Театра-музея “Благодать” Валентина Имтосими)

Век позапрошлый

В конце XIX века преподаватель Бакинского Реального училища Александр Агафонов в Ребровой балке (чуть ниже Каскадной лестницы на одном из невысоких холмов), неподалёку от новопостроенного по проекту архитектора Эммануила Ходжаева железнодорожного вокзала, построил просторную усадьбу. Она состояла из нескольких домов и служебных зданий. В доме Агафонова, несмотря на внушительные размеры усадьбы, приезжим посетителям помещения внаём не сдавались, зато в доме часто устраивались различные вечера (салоны), на которые собиралось местное Водяное общество. Во времена «Серебряного века» Кисловодская гостевая усадьба «Благодать» пользовалась удивительной популярностью. Домашний театр, в котором участвовали писатели и поэты, художники и музыканты, учёные, артисты, отдыхавшие на курорте, имел особую притягательность. Здесь всегда царила атмосфера душевного тепла и комфорта…

Октябрьский переворот 1917 года сломал, перекромсал, уничтожил практически весь привычный уклад жизни страны: «На фронте развал, в стране хаос и анархия». Декрет «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» отменил существование званий, титулов, гражданских чинов, установив одно общее для всего населения России наименование – граждан Российской Республики. Коренным образом изменилась и жизнь в изысканном, элитном курортном Кисловодске. Усадьбы, дачи – были национализированы. Русская интеллигенция массово уезжает. Страну за первые годы революции покинуло около 6 млн. человек – цвет нации!

Век 20-й

Россия – страна постоянных испытаний. XX век, 90-е годы – ещё один не менее разрушительный период. Вновь ломается привычный уклад, как и в 1917 люди в спешке покидают страну, вновь хаос и неразбериха. В один из дней все мы просто проснулись в новой, другой стране.

Первым, и сильнее всего страдает искусство. Театр начинает терять опору: интерес к нему стремительно падает, даже у самого преданного его зрителя – интеллигенции. Начинается один из самых сложных периодов в новейшей истории театра. В этот момент искусство проигрывает всем и всему.

В девяностые годы Интернет ещё был практически неизвестен большинству людей. Кинотеатры до выхода «Титаника» оставались полупустыми, а видеоплееры только-только стали появляться в квартирах. Наверняка многие ещё помнят видеозалы, где рядами стояли скромные стулья и на обычном выпуклом телевизионном экране показывали западные фильмы в сомнительном качестве. Тем не менее, только человек, влюблённый в искусство, поймёт, что невозможно променять работу актёра, музыканта, художника на работу продавца. Многие деятели культуры ради продолжения творческой карьеры подрабатывали дворниками, уборщиками, кем угодно, лишь бы остаться в профессии.

И вот на этом общем фоне культурной (и не только) разрухи, на переломе эпох, в 1991 году плеяда энтузиастов во главе с заслуженным работником культуры России Валентиной Петровной Имтосими вдохнула новую жизнь в старинную усадьбу «Благодать». Это сейчас, спустя 30 лет, так красиво звучат слова «вдохнули жизнь», а какой каторжный труд стоял за этим тогда в 90-е!..

Культурный специалист, проработавшая в филармонии, музее им. Шаляпина, благополучный, успешный человек с перспективной, интересной, востребованной темой «Ф.И. Шаляпин и Кавказ», Валентина Петровна не смогла равнодушно отнестись к тому, что старинная русская усадьба вот-вот будет уничтожена – исчезнет с аристократического лица курортного Кисловодска. Если бы Валентина Имтосими в тот момент обратилась к специалистам с просьбой «просчитать риски», ни один экономист на Земле не посоветовал бы ей предпринять этот шаг. Любой бы сказал – усадьбу спасти НЕВОЗМОЖНО! (На фото: Министр культуры Ставропольского края Евгений Луганский, присвоивший “Благодати” статус Театра-музея)

И это было абсолютно верно, но только не в России, в стране, где люди всегда были сильны верой и молитвой, а ещё покровительством высших сил. Не зря у нас говорят: «Блажен, кто верует». И они верили, верили и надеялись, надеялись и трудились. Работали по 18 часов, приводя усадьбу в порядок. Вместе со строителями клеили обои, спали тут же на матрацах, расстеленных на полу, выделенных тогдашним сподвижником и другом коллектива – начальником военного санатория Николаем Николаевичем Деевым, и ели как получится и что придётся. Коллективы филармонии распадались, работы было ой как мало, денег практически нет – крохи, лишь бы не умереть с голоду. А что же дальше? Стройматериалов, посуды нет, портьеры не найти и не купить, да что там, вилки не сыщешь.

Спасение всегда приходит от людей.

Главное – люди

Открытие «Благодати» приурочили к 120-летию Василия Ильича Сафонова – всемирно признанного русского гения, столько сделавшего для музыкальной истории России, родом из Кисловодска, так незаслуженно совершенно вычеркнутого из памяти целой страны. На торжества приглашена популярная телевизионная программа «Музыка в эфире» во главе с ведущим – музыковедом, литературоведом, музыкальным и литературным критиком, публицистом, Святославом Бэлза. Заполучить такую программу – редкая удача. Редакция дала согласие на приезд в Кисловодск только потому, что речь шла о забытом, но гениальном Василии Ильиче, а в зале музыкальной гостиной «Благодать», где должна пройти церемония, и штор-то нет! (На фото: первое убранство концертного зала Театра-музея “Благодать”, подаренное начальником Курортного совета И. И. Лысенко)

Иван Иванович Лысенко, в это время возглавлявший Курортный Совет, принял Валентину Петровну, выслушал, проникся – решил помочь всеми силами. Но ткань найти – задача из разряда архисложных, и Иван Иванович принимает бескомпромиссное решение – даёт указание снять шторы в его кабинете и передать их в «Благодать». С этими шторами коллектив проработал добрый десяток лет!

Жили просто, без изысков, но возвышенно. Одного за другим возвращали из небытия выдающихся людей – наших соотечественников, которые прославили и себя, и те страны, в которых трудились, творили, совершали подвиги, но при этом оставаясь глубоко «русскими» людьми, в смысле людьми России.

Все они не затаили обиды, не растеряли любви к своей Родине, они жили памятью о родной земле.

Возращённые имена. Колчак.

О Колчаке в «Благодати» заговорили тогда, когда имя его было под строжайшим запретом. Генеральный директор Театра-музея «Благодать», Валентина Петровна в течение многих лет собирала материалы о Колчаке – фото и документы из центральных архивов, из частных коллекций, а также присланные из-за рубежа, строки из писем адмирала и близких ему людей, свидетельства памяти о нём, которые воплощены в театре, кино, литературе. Но начать работу помогло удивительное событие, которое можно смело назвать промыслительным. В 1986 году Валентина Петровна – научный сотрудник вновь созданного, уникального музыкального музея-дачи Ф.И. Шаляпина. В это время в Кисловодске на отдыхе был Евгений Максимович Примаков. Так случилось, что директор музей, Лидия Николаевна Бурдина была в объезде и экскурсию для высоких гостей провела Валентина Петровна. Евгений Максимович был настолько потрясён увиденным и услышанным, что на следующий день через охранника передал В. П. Имтосими в дар книгу – «Двое над бездной» о Колчаке и Анне Тимирёвой со словами: может и их имена удастся вернуть в память народа. Впоследствии именно с Колчака и Анны Тимирёвой в Театре-музее «Благодать» началось возвращение памяти о выдающихся русских людях, незаслуженно забытых на Родине.

Матильда Кшесинская

К 125-летию со дня рождения М.Ф. Кшесинской в 1997 году в зале с камином Театра-музея «Благодать» открылась первая в стране выставка «Звезда императорского балета», посвящённая жизни и творчеству великой русской балерины Матильды Кшесинской. Полнометражные фильмы, балеты, книги о ней – всё было гораздо позже – «Благодать» была первой! Начать работать над этой огромной и неизвестной темой – Матильда Кшесинская – подтолкнуло мироздание через потрясающих людей. На выставке особо были выделены материалы, раскрывающие пребывание балерины в Кисловодске. По просьбе Валентины Петровны в организации выставки и проведении юбилея активное участие приняли петербуржские родственники Кшесинской по линии её брата Иосифа Феликсовича Кшесинского, солиста Мариинского театра, который после революции жил в России, а также Константин Владимирович, Юрий Константинович и Константин Юрьевич Севенарды, в те дни гости Кисловодска. Они дополнили экспозицию подлинными фрагментами костюмов для балетных спектаклей, в которых когда то выступали М. и И. Кшесинские. Выставка с огромным успехом экспонировалась более 10 лет. На ней была представлена ценная реликвия – муаровая лента с золочёной надписью: «Высоко талантливой артистке Императорских театров М.Ф. Кшесинской от глубоко признательной Дирекции Варшавских правительственных театров. 1-14 февраля 1909 года». В Театре-музее «Благодать» хранится уникальная видеокассета с воспоминаниями о Кисловодске и Кшесинской младшей дочери Л.А. Давыдовой Татьяны Евгеньевны, которая живёт в Мадриде. В архиве «Благодати» есть ещё один драгоценный дар, преподнесённый Севенардами – с большим трудом восстановленная финскими документалистами кинолента, снятая Иосифом Кшесинским в 1914 году на даче в Стрельне, в кадрах которой запечатлена Матильда Кшесинская, в жизни которой были три города – Петербург, Париж, а между ними – Кисловодск.(На фото: Валентина Имтосими с зятем М. Ф. Ксесинской Константином Севенардом. Кисловодск 1997 год. Театр – музей “Благодать” торжества в честь 125-летия Матильды Феликсовны)

Анна СмирноваМарли

Русская муза Франции – Анна Смирнова-Марли. Её знала вся воюющая Франция. Песни Марли вдохновляли партизан французского сопротивления. Однако только маршал Жуков после её выступления в 1945 г. в Берлине в ложе союзнических войск не подал руки, отвернувшись от Анны. Причина проста: она была белоэмигрантка. Анна Юрьевна Бетулинская – певица, поэт, композитор, художник, человек уникальной судьбы, родилась в семье молодого, подающего надежды дипломата и представительницы достопочтенного рода Алфераки – меценатов Таганрога, в Петербурге в разгар кровавой революции 1917 года. Аню Бетулинскую (псевдоним Анна Марли) мать вывезла из России годовалым ребёнком в 1918 г. Отца крошечной Ани расстреляли большевики. Детство и юность она провела во Франции. В Париже она училась балету в студии Матильды Кшесинской, занималась вокалом в Парижской консерватории имени Рахманинова, брала уроки композиции у Сергея Прокофьева. Своё последнее пристанище прославленная русская эмигрантка нашла на Аляске. Всю свою жизнь Анна Юрьевна прожила вдали от Родины, сохранив при этом родной язык, русскую православную веру и глубокую любовь к России.

Её творчество отмечено высокими правительственными наградами Франции: двумя орденами Почётного легиона, орденом «За заслуги» и Золотой медалью. Генерал Шарль де Голль отметил: – Свой талант Вы превратили в оружие для Франции. Она также стала почётным гостем на открытии грандиозного музея Сопротивления в Париже, где состоялся триумф русской женщины, триумф русского духа, перед гробницей великого императора, Наполеона. Её именем названы городской парк, культурный центр и музыкальная школа в Париже.

Благодаря инициативе Валентины Петровны Имтосими в Театре-музее «Благодать» работает биографическая выставка, которая также стала первой экспозицией в России, посвящённой нашей великой соотечественнице, Анне Смирновой-Марли.

Помимо экспозиции артистами Театра-музея был представлен спектакль о захватывающей творческой судьбе Анны Юрьевны, созданный на основе подлинной рукописи героини Франции.

Толстой, Есенин и любовь.

Коллектив Театра-музея «Благодать» и Государственный музей Льва Николаевича Толстого (г. Москва) в лице сотрудника музея, замечательного специалиста по Льву Толстому и Сергею Есенину, Любови Фёдоровны Подсвировой связывает многолетняя дружба и творческое сотрудничество. На сцене «Благодати» поставлен спектакль «Любить Есенина» о последней любви поэта и Софьи Толстой – внучке Льва Николаевича по книге Л.Ф. Посвировой “Софья Толстая-Есенина”. Экспонаты из архивов Государственного музея Л.Н. Толстого (г. Москва) выставлялись в Театре-музее «Благодать» в 2013 г.

Сикорские

Игорь Иванович Сикорский – всемирно известный, выдающиеся авиаконструктор, один из основателей отечественной стратегической авиации, основоположник мирового вертолётостроения. Сегодня ясно, что И. Сикорский относится к числу самых гениальных конструкторов-изобретателей ХХ столетия. В «Благодати» представлены уникальные материалы из «Исторического архива Игоря Сикорского» и личного архива семьи Сикорских (штат Коннектикут, США). Сыновьями Сикорского в дар музею «Благодать» были переданы личные вещи великого авиаконструктора.

Да разве перечислить всё, что сделано коллективом Театра-музея «Благодать» за 30 лет! Да и только перечисление возращённых в память народа имён людей, являющихся нашим национальным достоянием, заняло бы не одну страницу. И всё это книги, экспозиции, спектакли, а главное – музыка!

Театр в лицах

Музыка «живая», настоящая звучит в «Благодати» не переставая.

Валентине Петровне удалось собрать под сенью «Благодати» лучших музыкантов региона. Каждый из них виртуоз, лауреат, дипломант краевых, Всероссийских и даже Международных конкурсов. Нелли Дмитриевская – музыкальный руководитель Театра-музея – ученица потрясающего джазмена, импровизатора Владимира Михайловича Алексеева, который был правой рукой самого Лундстрема, а в Кисловодске аккомпанировал Анатолию Никитовичу Мадатову. Музыканты «Благодати» не аккомпанируют, они инструментально разговаривают с вокалистами и зрителями. Одним словом – в Театре-музее «благодать» уникальный музыкальный коллектив, как, кстати, и артисты во главе с режиссёром Ольгой Колчевой, все сценарии здесь – авторские.

Век 21-й

Есть старое русское понятие «соборность» – духовная общность народа, многих совместно живущих людей. Национальность не суть, здесь имеется в виду именно общность народа по духу, по отношению к добру и злу, к культуре или бескультурию. Вот под сенью «Благодати» и при учителе Агафонове, и в новое время собирались и собираются единомышленники. Здесь возникла и сохранилась соборность!

Теперь в этой общности и зрители – поклонники Театра-музея «Благодать». Есть такие, которые с театром с того самого 1991 года. Они-то и называют «Благодать» «тихой гаванью для души». Здесь они окормляют душу, здесь их душа становится крылатой! Дом «живой», он лечит, он созидает.

А знаете, кто спас «Благодать» от краха в период пандемии и локдауна 2020? Опять поклонники-друзья. Так случилось, что по ошибке кто-то из ответственных сотрудников не включил «Благодать» в реестр на получение государственной поддержки на выплату зарплат сотрудникам. Люди остались без денег, театр без поддержки. Закрываться? Всё? Всем спасибо, все свободны?

«Что Вы, Валентина Петровна, как мы будем жить без «Благодати», это наша отдушина, это наше всё», – сказал Валерий Н., и прислал материальную помощь для выдачи зарплаты артистам и музыкантам. И таких оказалось несколько человек в разных уголках необъятной России. Поддержка пришла и из Якутии, из Таганрога, Волгограда…

Выжили. И не просто выжили, а работали. Без представлений, без людей, но вели огромную изыскательскую работу. Завершили большую новую тему – Ольга Чехова. Племянница жены Антона Павловича, русская актриса, которая была любимой актрисой Адольфа Гитлера и… самым ценным сотрудником советской разведки. Можно уверенно сказать, что от результатов её работы напрямую зависел исход Великой Отечественной. Написали и выпустили книгу, сделали фильм, поставили спектакль, оформили редкую музейную экспозицию. После окончания локдауна встретили зрителя премьерой! (На фото: режиссер Театра-музея “Благодать” Ольга Колчева и актер театра Дмитрий Войсковой в спектакле “Кто, Вы, Ольга Чехова?”)

Кстати сказать, Валерий приедет и на юбилей. 30-летие «Благодати» – это и его тридцатилетний юбилей преданности и любви к театру и коллективу.

В этот день все друзья будут рядом. В связи с ограничительными мерами мероприятие будет камерным, почти семейным. Соберутся близкие друзья, соратники, единомышленники. Которые все эти годы умели радоваться успехам и поддерживать в трудные минуты и театр, и Валентину Петровну и неповторимый творческий коллектив выдающихся талантливых людей.

Эпилог.

Русская усадьба – феномен национального духа России, совершенно особый художественный и культурный мир. Русская усадебная культура и сегодня в Кисловодске жива. В «Благодати» как и 125 лет назад пылает камин, как это было при бывшем хозяине. Льются серебряные мелодии скрипки и саксофона, яркие, насыщенные, способные передать всю гамму человеческих чувств, от восторга до щемящей тоски звуки баяна, поёт рояль, который ещё помнит виртуозные пальцы Сергея Рахманинова…

И сегодня, как более столетия назад, «Благодать» дарует нам счастье познавать историю страны через жизнь лучших представителей нашего народа, через слово, музыку, кино…