Главное достояние курорта – люди. Её Величество Женщина.

Главное достояние курорта – люди.

Её Величество Женщина.

Написать об этой легендарной Женщине, заслуженном работнике культуры РФ, задача из разряда архисложных. Прежде чем взять в руки «перо», за два последних месяца я встречался, виделся, общался, наблюдал за ней со стороны с десяток раз. Обстоятельно пообщаться, познакомиться, по разным причинам, не представлялось возможным. Нина Сергеевна Бескровная – невероятно занятой человек. И пусть последние 5 лет она уже не директор Мемориального музея-усадьбы художника Николая Ярошенко, четыре десятилетия – по сути, целая жизнь – отданные ему, видимо, не отпускают. Нина Сергеевна пишет книги, издаёт альбомы, фильмы о своём детище. Вот и сегодня вынашивает очередную идею создать новый красочный альбом о выдающемся русском художнике-передвижнике. Оригиналы полотен Н.А. Ярошенко украшают более 50 музеев страны. Вот будет здорово, если «собрать» их в одном месте – на страницах подарочного издания! (На фото: хранительница тайны Н. А. Ярошенко, руководитель музея на протяжении 40 лет, чьими стараниями и воссоздана Усадьба – Нина Сергеевна Бескровная)

Мы сидим в кабинете Нины Сергеевны, и она внимательно слушает, с каким-то хитрым прищуром, без особого интереса (как мне кажется) к цели моего к ней визита. Это наша первая очная встреча. До этого я видел «хозяйку усадьбы» на творческом вечере краеведа, писателя, театроведа Бориса Розенфельда. Мне она показалась самоуверенной, жёсткой, бескомпромиссной, эдакой «железной леди». И к журналистскому заданию сделать публикацию о Нине Сергеевне в ближайший номер «Кисловодской газеты», скажу честно, отнёсся я без присущего мне энтузиазма.

В своей журналистской практике привык сразу навязывать интервьюеру свои правила беседы. Да, это не всегда удаётся с мужчинами, но со слабым полом получалось всегда. А тут что-то сразу пошло не так…

– Э, голубчик, – прерывает меня Нина Сергеевна, – о чём нам говорить, если ты до сих пор не познакомился с музеем. Сейчас тобой займёмся. Вначале экскурсия. Затем ты должен обязательно посмотреть все три документальных фильма, созданных нами, об истории музея-усадьбы. Потом прочтёшь вот эту книгу – у меня в руках появляется экземпляр авторства Н. Бескровной – и тогда мы подумаем, о чём с тобой говорить! Я сама тебе позвоню.

Не успел я ответить, как оказался один в просмотровом зале музея. Честно отсидел (вот смиренности от себя точно не ожидал!) полтора часа за видеознакомством с историей заведения. На этом наше первое общение с Ниной Сергеевной закончилось, собственно, не начавшись. Задание редакции я с треском провалил!..

Книжку Нины Бескровной «О прошлом память сохрани…» прочёл сразу после кинофильмов, уже в редакции. Отношение к автору стало меняться. И ещё неожиданно, к своему стыду, я открыл для себя русского художника-передвижника, полковника артиллерии Николая Ярошенко. Мне стало интересно и любопытно узнать о нём больше. Ну, а кто знает о нём больше чем ВСЁ вы, уважаемые читатели, уверен, уже догадались – конечно же, Нина Сергеевна. С нетерпением ждём, не побоюсь этого слова, аудиенции. (На фото: молодой сад, посаженный весной 2021 года депутатами Думы города-курорта Кисловодска во главе с Любовью Волошиной – председателем Думы и председателем попечительского Совета музея-усадьбы Н.А. Ярошенко. Первый урожай.)

Прошёл месяц с нашей первой ознакомительной встречи с летописцем и хранителем памяти художника Ярошенко. О Нине Сергеевне напоминала, разве что синяя книжица на моём рабочем столе. И вдруг звонок: «Я всё подготовила, приходите!». На проходной дома-музея Н. Ярошенко знают о моём визите, на территории встречают и чуть ли не под руку ведут в уже знакомый мне кабинет. За столом – человек с открытой улыбкой, искрящимися глазами, приветливая и гостеприимная дама. От строгости не осталось и следа!

– Простите, Александр, – добивает меня она, – я очень хотела встретить вас лично у входа и провести экскурсию по территории музея-усадьбы. На улице такая красота, а ещё потрясающий урожай яблок в саду. Кстати, очень зря не взяли с собой корзину, вы обязательно должны попробовать ярошенковские яблочки, угостить ими своих коллег и супругу.

Признаюсь, что вновь тщательно готовился (уже второй раз!) к встрече с Ниной Сергеевной Бескровной. Но от такого приёма опять всё пошло не по-моему. Очередная познавательная брошюра к 60-летию музея об истории Белой виллы, «Очарование усадьбы», пера специалиста садово-паркового хозяйства Людмилы Бирюковой. Отлично! В этот раз, уже без фильмов, Нина Сергеевна сразу начала рассказывать о том, о чём я и хотел спросить – о фруктовом саде. Да так страстно! А в моей голове почему-то крутятся, не позволяя собраться с мыслями, сосредоточиться, строчки из песни Булата Окуджавы, написанные бардом ещё до моего рождения: «Кто Вы такая? Откуда Вы? Ах, я смешной человек. Просто вы дверь перепутали, улицу, город и век…» Да, эта именно одна из тех, к которой он высокопарно, но очень ёмко и точно обращается: «Ваше Величество Женщина». (На фото: момент закладки “нижнего” сада. Весна 2021 года. Директор музея-усадьбы Н. А. Ярошенко Наталья Шумайлова)

Думаю, всё же стоит немного напомнить историю усадьбы Ярошенко. Семья Ярошенко была её владельцем 30 лет, с 1885 года по 1915-й, вплоть до смерти жены художника. На то время Кисловодск был единственным культурным центром на юге России, в котором побывал весь цвет российской культуры – Шаляпин, Репин, Менделеев, Куинджи, Короленко и многие, многие другие.

Датой основания музея считается 1959 год. Нина Сергеевна возглавила его в 1986 году. Вначале это был дом-музей, затем художественный музей, но директор Бескровных с великим трудом добилась возвращения земель бывшей усадьбы Ярошенко, и теперь это Мемориальный музей-усадьба имени Н.А. Ярошенко.

В 1992 году в верхней части усадьбы (на тот момент удалось добиться переноса метеостанции) был заложен сад, он расположился слева от входа на территорию усадьбы. Справедливость восторжествовала, но частично. У хозяев до Октябрьской революции был шикарный фруктовый сад, а после 17-го года он был вырублен большевиками. Спустя почти 30 лет, после закладки верхнего сада в марте этого года закладываются ещё 47 молоденьких яблонь в нижнем саду. И о чудо – к осени на некоторых совсем ещё маленьких деревцах появились первые яблочки. Вот что значит благодатная земля, ждавшая под толстым слоем асфальта, возвращения заботливых хозяев целый век.

В советское время эта территория принадлежала санаторию имени Ленина. На месте сегодняшнего сада был общественный сквер с фонтаном и прогулочными тропинками.

А вот липа и два грецких ореха, что растут между самой усадьбой и гостевым флигелем, растут со времени Николая Ярошенко. Сохранилось письмо супруги художника Марии Павловны жене Дмитрия Менделеева Аннушке, где она сообщает: «Приезжай, я посадила липу». Готовятся документы на участие ярошенковских дуба и липы в ежегодном национальном конкурсе «Российское дерево года-2022». После подачи заявки в Кисловодск прибудут специалисты, представители организаторов конкурса, которые смогут определить точный возраст каждого дерева. Авось наши, более чем вековые исполины, повторят судьбу Шаляпинской ели, а то и возьмут пальму первенства.

Потом Нина Сергеевна ведёт меня по тропинкам музея-усадьбы и рассказывает, рассказывает, рассказывает… Я выключил диктофон, зачем? Когда с тобой под руку, как с хорошим другом, идёт такая барышня. Да, мне льстит. Мне безгранично приятно её внимание, простота общения, непринуждённость. Хочется, чтобы эта прогулка продолжилась подольше. Но мы оказываемся в яблоневом саду, и я наконец-то вспоминаю, для чего я вообще здесь. Прошу Нину Сергеевну немного попозировать перед фотокамерой. И она вдруг охотно начинает выполнять все мои просьбы. Всё-таки во время фотосессии (так сейчас это называется) я беру своё – возвращаю свой старый приём, журналистский принцип ведения беседы с интервьюером. (На фото: могила Н.А. Ярошенко, расположенная на территории Св. Никольского собора)

…Хозяйка Белой виллы провожает меня до проходной музея и настойчиво просит не забыть (увы, не был ещё) посетить могилу Николая Ярошенко, расположенную через дорогу от его усадьбы – на территории Свято-Никольского Собора.

Найти место, где обрёл вечный покой русский художник Николай Ярошенко, похороненный вместе с супругой Марией Павловной Невротиной, несложно. Так получилось, что могила, оставшаяся не тронутой большевиками при Советской власти, когда они взорвали собор в 1936 году, оказалась расположенной недалеко от памятника Ленину на месте снесённого храма, а после его восстановления, в 1999-ом, на его территории. Захоронение ухожено, утопает в цветах. Я не мог не зайти в Собор, чтобы поставить свечу «за упокой» и прочесть поминальную молитву. Когда я ставил горящую свечу в кандило, она вдруг погасла. Случайно? А может быть, это души художника и его супруги решили тоже пообщаться со мной?

Спешу в редакцию, чтобы внимательно просмотреть итоги фотосъёмки в саду музея-усадьбы. Отбираю самые удачные, на мой профессиональный взгляд, кадры и отправляю Нине Сергеевне. Ответ Н.С. Бескровной сохраню в своём архиве, так сказать на память (сохраняю стилистику автора): «Большое спасибо – Превосходно!!!». Три слова, а как приятно. У меня тоже есть три слова для Нины Сергеевны Бескровной, позаимствованные у Булата Окуджавы, но так верно характеризующие этого человека: «Ваше Величество Женщина»!..

Александр БЕЙФУС.

Фото автора и из личного архива Н. С. Бескровной.