Ко Дню психического здоровья. Вадим Былим: «Наша цель – психическое здоровье нации»

Ко Дню психического здоровья.

Вадим Былим: «Наша цель – психическое здоровье нации»

Предметом деятельности ГБУЗ СК «Краевая специализированная психиатрическая больница №3» является своевременное и качественное оказание медицинской помощи психически больным гражданам.

На седьмом десятке лет впервые в жизни переступаю порог психиатрической больницы. Как у большинства обычных граждан, это заведение ассоциируется с яркими кадрами гениальной кинокомедии Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». С этого и начинаю разговор с главным врачом краевой психиатрической больницы, кандидатом медицинских наук, врачом высшей категории, психиатром и психотерапевтом Вадимом Игоревичем Былимом.

– Да что вы, – улыбается доктор, – никаких смирительных рубашек! В далёкие теперь уже времена нашу специальность пытались использовать как карательный орган. Долгие годы психиатрическое сообщество страны пыталось донести людям, что наоборот – мы всегда идём на помощь. Да и сегодня ещё у многих возникает страх при упоминании профессии психолога, психиатра, психотерапевта и других специалистов с «приставкой пси».

Нам всё-таки удалось победить это. Люди всё чаще обращаются в больницу, и это не обязательно состоящие на учёте. Обращаются по различным вопросам. Это могут быть различные депрессии, связанные с домашними проблемами или просто усталость, «выгорание» на работе.

Простой пример. Сегодня, после недавних солнечных тёплых дней, наступили осенние дни – прохладно, пасмурно, моросит дождь… Состояние и настроение удручающее. Наслаивается одно на другое, нагромождается, и возникают какие-то эмоциональные, психические нарушения. Главная наша прерогатива – оказывать реальную помощь людям в этих состояниях, чтобы смело обращались к нашим специалистам, без всякого стеснения и боязни. Знайте, никто никого не ставит сразу же на учёт!

Есть, конечно, более глубокие формы в рамках каких-то психических расстройств, заболеваний, приобретённых в разных возрастах. В нашей сфере этиология и патогенез, причины и характер зарождения заболеваний, как и в онкологии, не до конца изучены.

Пытаюсь объяснить Вадиму Игоревичу своё, уверяя, что я не один имею такое видение «психушки» (да, увы, в народе говорят именно так уменьшительно-устрашительно) – принудительные доставка в больницу и лечение, если что – смирительная рубашка.

– Сделать это невероятно сложно, – разъясняет главврач. – Для начала мы должны получить разрешение суда на недобровольное освидетельствование. Разберём пример. Одинокий человек перестал за собой ухаживать, забывает выключать газ, нецензурно выражается, дебоширит. Родственники или соседи могут написать нам письмо, и мы обязаны на него отреагировать. Выезжаем по указанному адресу и, если получаем агрессивный отпор, обращаемся в суд. Суд рассматривает дело по закону в течение 10 дней, но обычно быстрее. Делаем повторный выезд (уже с решением суда) и, если ситуация не изменилась, только тогда вызываем правоохранительные органы, чтобы они помогли в доступе к пациенту, обезопасили врача, при необходимости вскрыли входную дверь. Мы действуем по Закону РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании». В нём чётко прописано, на каких условиях имеем право забрать пациента недобровольно!

Главный врач призывает горожан не бояться обращаться в психиатрическую больницу при депрессивном состоянии, эмоциональных нарушениях или с какой-то другой психологической проблемой. Если вы обратились в больницу (повторюсь!), то вас никто не ставит сразу на учёт. Конечно же, как положено в медучреждении, заводится история болезни, в которой фиксируется, какая помощь была оказана, какие лекарства применяли.

Другое дело, если человек обращался в больницу неоднократно, его психическое состояние ухудшается, и только тогда заводится диспансерная история болезни и он наблюдается для начала консультативно. Если человек просто обратился с эмоциональными проблемами, лечение производиться в рамках дневного стационара.

Есть в психиатрической больнице так же хозрасчётная услуга – наркологическая помощь, связанная с лечением от алкогольной зависимости, (вывод, так сказать, из запоя или, простонародно, «кодирование»), оказываемая анонимно. Эффект таких процедур? Добровольно-принудительно ещё никого не спасли – всё зависит только от желания самого человека. Лекарственные вещества убирают лишь тягу к спиртному.

Второй вариант – «кодирование» гипнозом по методу известного советского психотерапевта Александра Довженко. Эта процедура позволяет сформировать более сильную доминанту, которая позволит справиться с зависимостью. Она заключается в выработке чувства равнодушия к спиртному и желании вести здоровый образ жизни. Вадим Игоревич успешно освоил методику гипноза, унаследовав её от своего отца, который был учеником самого Довженко.

– Мы всегда рады, – подчёркивает доктор Былим, – когда люди к нам обращаются. Вот вы, например, идёте к стоматологу, здесь же нет ничего удивительного или постыдного, вы же заботитесь в первую очередь о своём внешнем виде, комфорте, здоровье. Поход к нам – это забота о вашем эмоциональном состоянии, от которого зависит «погода в доме», атмосфера на работе, да и собственный комфорт. Когда начинаются эмоциональные проблемы: бессонница, перепады настроения, упадок физических сил, безразличие ко всему – это звоночки, на которые надо обратить внимание и лучше сразу обратиться к специалистам, не заниматься самолечением.

В краевой специализированной психиатрической больнице №3 работает всего семь специалистов. Не много для города в 135 тысяч населения, если в сутки к ним бывает до семи десятков обращений.

– Нас мало, – говорит главный врач, – но мы крепкая, дружная, высокопрофессиональная команда.

Александр БЕЙФУС.

Фото автора.

На фото:

главный врач Вадим Былим;

на планёрке у заместителя главного врача Гульноры Урусбиевой участковый врач-психиатр Наталья Соколова, процедурная медицинская сестра Ульяна Бондаренко и участковая медсестра Оксана Бурлаченко.