Татьяна Середкина: «От правильных решений финансистов зависит достижение целей во многих сферах жизни города»\

Татьяна Середкина: «От правильных решений финансистов зависит достижение целей во многих сферах жизни города»

Заместитель главы администрации Кисловодска – начальник финансового управления

– Насколько для Кисловодска подходит выражение «Финансы – это кровь экономики»?

-Я думаю, оно вполне подходит как для нас, так и для всех других городов, отраслей экономики, направлений деятельности, потому  что все принимаемые управленческие решения, связанные, например, с благоустройством, социальной  сферой, невозможно реализовать без финансов. Механизм такой: сначала мы выбираем цель,  направление, в котором хотели бы развиваться. Дальше планируем финансы. И только потом начинаем реализацию проекта. Проводятся процедуры заключения контрактов, составления отчетности, оплаты выполненных работ. Всем этим также занимаются сотрудники финансовых служб.

У нас в городе 65 муниципальных учреждений. Прежде все они самостоятельно занимались планированием доходной и расходной частей бюджета и составлением отчетности. Сейчас это направление находится в сфере деятельности сотрудников финансового управления администрации и подведомственной им централизованной бухгалтерии. В Кисловодске, как и на всей территории Ставропольского края, министерством финансов внедрен единый программный продукт, который аккумулирован со всеми главными распорядителями и получателями средств: казенными, бюджетными учреждениями, а также с федеральным казначейством.

При этом в каждом учреждении есть экономист. С ним руководитель советуется,  как спланировать доходы и расходы.

Платежи в системах и отчетные данные собираются только посредством программных продуктов. Поэтому что-то не провести или что-то не поставить на учет невозможно.

И везде установлены жесткие сроки исполнения. Если мы вовремя не сдадим в министерство финансов края отчет за квартал, то губернатор сразу сигнализирует об этом главе города. Так что от слаженной работы финансовых органов зависит «лицо» муниципалитета.

– Сейчас у всех на слуху термин «электронный документооборот». Насколько он актуален для Кисловодска?

– Министерство финансов Ставропольского края ставит задачу всем муниципалитетам перейти на электронный документооборот.

В Кисловодске его стали внедрять с мая нынешнего года. Тогда уже программный продукт был закуплен нашим управлением и бесплатно установлен во всех подведомственных учреждениях. Далее мы своими силами проводили обучение работников финансовой сферы учреждений. Затем в тестовом режиме опробовали систему.

С первого октября в Кисловодске со всеми руководителями муниципальных учреждений будут подписаны соглашения об электронном документообороте. Поэтому уже сейчас я могу твердо сказать, что в октябре в централизованную бухгалтерию уже не будут приносить документы на бумажном носителе.

-В чем преимущества ведения документации в электронном виде?

-Когда учреждение направляет документ в электронном виде, то сразу видно, если он, например, недооформлен – нет подписи, печати, либо еще каких-то  реквизитов. Электронному документу программа сразу устанавливает статус «на проверке» и определяет сроки. Например, на проверку данного документа отводится три дня. Если через три дня документ не принят к исполнению, то  соответствующие требования будут направлены работнику централизованной бухгалтерии.

Если же документ был проверен и отклонен, то это значит, что работник учреждения направил документ, не оформленный подобающим образом.

Таким образом,  очень легко отследить цепочку прохождения документа до конечной задачи. И установить, кто был исполнителем на каждом этапе. Ведь у всех специалистов есть свои личные логины и пароли. Например, возьмем документы, связанные с оплатой какой-либо  стройки в городе. Акты выполненных работ составляются в электронном виде. Они сразу загружаются в системный продукт, и мы оперативно получаем целостную картину.

– Как сотрудники финансового управления справляются с таким объемом работы и с таким грузом ответственности?

– Непосредственно в финансовом управлении работает 22 человека. Успешно справляться с возросшим объемом работы  удается, в первую очередь, благодаря опытным специалистам высокого класса.

Отдел бюджетного исполнения, отслеживающий расходную часть бюджета, более 20 лет возглавляет  Елена Владимировна Кравцова. Примерно столько же руководит отделом доходов Ирина Николаевна Великанова. Ревизионный отдел под руководством Сергея Дмитриевича Коржова  четко проверяет все наши подведомственные учреждения.

Успешно стравляются со своими обязанностями главный бухгалтер Светлана Юрьевна Титорова, главный юристконсульт Александр Александрович Цапко.

В Кисловодске бюджет дефицитный. При  увеличении объемов финансирования объектов строительства и благоустройства средства, которые связаны с содержанием аппарата управления, остаются прежними, либо даже уменьшаются. Я, как и любой руководитель структур управления, хотела бы увеличить штат, но пока это невозможно.

-А что такое централизованная бухгалтерия и для чего ее создали?

-С ноября прошлого года мы стали создавать подведомственное финансовому управлению учреждение – централизованную бухгалтерию. Раньше централизованная бухгалтерия действовала только в управлении культуры, и отчасти – в управлении образования. Все остальные учреждения самостоятельно вели учет.

На сегодняшний день из 65 муниципальных учреждений города-курорта Кисловодска 59 уже вошли в состав централизованной бухгалтерии.

Смысл такого объединения в том, чтобы установить одинаковую учетную политику, единые положения по оплате труда.

Когда мы проанализировали финансовые документы, которые велись в разных учреждениях города, то обнаружили, что многие руководители какие-то элементы бухгалтерского учета «подгоняли под себя». И делали это не совсем корректно.Теперь же все приводится к единообразию.

– Как вы формировали коллектив централизованной бухгалтерии?

– Костяк централизованной бухгалтерии составляют сотрудники муниципальных учреждений. Радует, что приходят и молодые специалисты. Одни из них – сразу после института, другие – работали у частных предпринимателей, где были весьма разные условия труда. Здесь же они получают стабильность, «белую» зарплату и колоссальный опыт.  Ведь бюджетный учет – сложный процесс, и в нем очень много   отличий от учета  хозяйствующих субъектов. Отмечу, что в централизованную бухгалтерию приходят не только девушки, но и молодые люди-бухгалтера.  Естественно, молодежь  приходится обучать. Используем собственный багаж, знания опытных специалистов.

– Как складывается доходная часть бюджета?

– В структуре финансового управления есть отдел доходов. Его сотрудники занимаются планированием доходов и работают с недоимкой.

Понятно, что не каждое физическое или юридическое лицо всегда вовремя и с полной ответственностью относится к уплате налогов. Поэтому в нашем городе создана межведомственная комиссия по собираемости доходов.

В состав комиссии входят также представители налоговой инспекции. Их работа с недоимщиками проходит как на основе базы ИФНС России по городу-курорту Кисловодску, так и в рамках нашей комиссии.

В процессе работы над доходной частью бюджета идет взаимодействие со всеми администраторами налогов. Они предоставляют нам информацию по недоимке. Слаженно работаем в тандеме не только с налоговой инспекцией, но и с Пенсионным фондом,  с Соцстрахом. Со всеми структурами очень плотное взаимодействие. Поэтому я благодарна их руководителям и сотрудникам за плодотворную совместную работу.

-Заканчивается год. В каком состоянии бюджет 2021?

-Ситуация с бюджетом нынешнего года стабильная. Запланированные доходы исполняем на 100 процентов. Поэтому готовы полностью исполнить и расходные обязательства.

Единственное затруднение – у муниципального образования есть кредиты. Но они все сбалансированы.

В этом году (первый раз в истории Кисловодска) краевое министерство финансов и управление Федерального казначейства по Ставропольскому краю одобрили и согласовали федеральный кредит, который направили в наш бюджет.

Он является временным – на покрытие кассового разрыва. В конце года мы должны его вернуть. Но этот кредит практически беспроцентный. Для нас это большое подспорье, потому что не нужно выплачивать высокие проценты и нести дополнительную нагрузку.

-Когда начнете формировать бюджет на 2022 год?

– В сентябре уже все учреждения предоставили в финуправление обоснования бюджета на 2022 год и на плановый период.

С первого октября начнут работать бюджетные комиссии. Мы будем встречаться с каждым руководителем, изучать расчеты его учреждения для формирования бюджета на очередной период.

Затем уже будут работать межведомственные комиссии с участием исполняющего обязанности главы города и курирующих различные отрасли заместителей главы администрации.

После этого мы направим документ в Думу на рассмотрение и утверждение. Вновь избранные депутаты будут встречаться со своими избирателями, выслушивать их пожелания, связанные, например, с благоустройством, уборкой территории,  после чего внесут свои предложения в предоставленный нами документ. Убеждена в том, что депутатский корпус взвешенно отнесется к этому процессу.  Финансовая система должна быть четко сбалансирована.

Проект бюджета обязательно пройдет публичные слушания.

Кроме того, все документы, связанные с бюджетом, проходят экспертизу в министерстве финансов, в городской контрольно-счетной палате, которой непосредственно руководит Дума, а также в прокуратуре.  Таким образом, действует тройной контроль.

Когда проект бюджета уже готов, все контролирующие органы дают свои заключения. Если обнаруживается хоть какое-то несоответствие, то документ не может быть принят.

Надеюсь, что все будет благополучно, и в конце ноября – начале декабря бюджет на 2022 год и на плановый период будет принят.

Вел беседу Николай Близнюк

На снимках: 

Фото 1: Татьяна Середкина

Фото 4: Елена Кравцова и ее заместитель Ирина Зоро.

Фото 2:  Ирина  Великанова.

Фото 3: Светлана Волковая и Елена Ягутян.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *