Великий собиратель прекрасных вдохновений.

Великий собиратель прекрасных вдохновений.

Борис Розенфельд: «Каждый день и час собираю по крупицам все, что связано с этой землей, с людьми, которые посещали курорт в 18-19 веках. С кем дружу и общаюсь в 20-ом  и 21-ом – за 60 лет «Кисловодск – приют прекрасных вдохновений» моя 21-я книга».

Город Кисловодск, пожалуй, единственный в России город, в котором больше всего музеев на душу населения. На 130 тысяч жителей их девять: Историко-краеведческий музей «Крепость»; Визит-центр музей истории и природы национального парка Кисловодский; ГБУК музей Истории Космонавтики имени Ф.А. Цандера; единственный в России Театр-музей «Благодать», руководителями которого Валентиной Имтосими и Александром Портнягиным возрождена традиция домашнего театра и театра кухни, так популярная в Кисловодске конца 19 века; МБУК Выставочный зал; Музей Северо-Кавказской филармонии им. В.И. Сафонова; Информационно-культурный центр «Музей А.И. Солженицина»; Литературно-музыкальный музей «Дача Шаляпина»; Мемориальный музей-усадьба художника Николая Александровича Ярошенко.

Последний, совершенно не случайно в прошедшую субботу стал местом презентации новой книги легендарного жителя Кисловодска, да пожалуй, и всего Ставропольского края – Бориса Розенфельда. В небольшом зале, где проходило мероприятие, был аншлаг. Организаторам пришлось выносить гостям дополнительные кресла не только в зал, но и устанавливать их снаружи здания, на крыльце.

Представила автора директор музея Наталья Шумайлова: «Традиция Ярошенковских суббот, зародившаяся еще в ХIХ веке в Петербурге, плавно перекочевала в наш город и продолжается сегодня. В музее традиционно проходят литературно-музыкальные программы, встречи с творческими людьми. Сегодня у нас в гостях легенда Кисловодска, заслуженный работник культуры Российской Федерации, почетный гражданин города Кисловодска, краевед, искусствовед, человек, который уже написал много замечательных книг об этом крае, который безнадежно и окончательно влюблен в этот край и не представляет себя без него, Борис Матвеевич Розенфельд».

Мне остается добавить лишь небольшой штрих к портрету писателя – он потрясающий рассказчик, вдохновенный, чувственный, артистичный. Его рассказ уверен, будет интересен как жителям Кисловодска, так и гостям Кавминвод. Последние, кстати, составили две трети пришедших в музей на презентацию книги. Примечательно, что информацию об этом  мероприятии почти все гости почерпнули из анонса нашей газеты.

Свое выступление Борис Матвеевич начал с четверостишия:

– Где снежный Эльбрус, где вольное раздолье. Где воздух как мед, а ночи полные звезд. Раскинулся край, Степное Ставрополье, и город мечты чудесный Кисловодск.

 – Я люблю этот город. Посвятил ему всю свою жизнь. Мои первые книги о нем вышли 50 лет назад. Книги, которые рассказывают о героях этого города, о людях, которые влюбились однажды в Кисловодск и остались здесь.

Один из героев моей книги великий, гениальный русский певец, артист, человек с большой буквы Федор Иванович Шаляпин. Можно сказать, что его гений на протяжении большого отрезка времени был связан с кисловодской землей. Начиная с 1899 года, по 1917-й – Федор Иванович творил, выступал, отдыхал, лечился и жил в Кисловодске.

И второй бессмертный герой, в резиденции которого мы находимся сегодня и гордимся, что большую часть своей жизни он прожил на нашей земле – Николай Александрович Ярошенко. Великий художник, великий творец, который одним из первых воспел горные вершины Кавказа, рассказал о людях, посещавших этот уголок земли и его «Белую Виллу».

В будущем году широкая общественность будет отмечать знаменательную дату – 60 лет с момента появления этого уникального  художественного музея. 30 лет его возглавлял Владимир Вячеславович Секлюцкий, последующие 30 лет – Нина Сергеевна Бескровная. Это два героя, два человека, которые отдали всю свою жизнь пропаганде творчества и таланта Николая Ярошенко.

В свет вышла моя 21-я книга, посвященная тем людям, кто восславил, воспел родной Кисловодск.

Первый герой, о котором хотелось бы начать рассказ Алексей Федорович Ребров. Он одним из первых по службе приехал в Кисловодск, сопровождая  знаменитого генерала Алексея Ермолова.  Приехал и влюбился в эти места. Понял, что Кисловодск – земной рай. Ребров строит один из первых домов в Кисловодске. Причем он пригласил известного в то время архитектора  Бернардацци, который создал великолепный проект – построил двухэтажный особняк. В этом доме в разные годы жили Пушкин и Лермонтов, Толстой и декабристы, ученые и писатели. Он был гордостью и славой города-курорта. В 1959 году на дом Реброва установили мемориальную доску, однако в  суровые перестроечные годы дом снесли.

Сегодня, наконец, появилась надежда, что в скором времени может начаться восстановление дома в его первозданном виде. Должен сказать, что сейчас бывшая улица Коминтерна называется улицей Алексея Реброва. Здесь разбит сквер его имени, и установлен памятник Алексею Федоровичу работы замечательного скульптора Салавата Щербакова.

Ребров – патриарх этой земли. Он первый привез в Россию из Китая шелковый кокон и начал заниматься шелководством. Причем шелк Реброва быстро нашел популярность не только в России, он отправлялся на экспорт и в Европу, и по миру. Затем Ребров выращивает удивительно сладкий лук. Этот овощ, рожденный на нашей земле, сегодня продается в Ялте, Сочи, Сухуме, но его, увы, нет в Кисловодске. И наконец, Алексей Федорович создает ребровское шипучее вино из винограда, выращенного на нашей земле. На международной выставке, где золотую медаль, получает шампанское «Мадам Клико», серебро отдают напитку Алексея Реброва.

Мы обязаны этому человеку и за наш Курортный парк, первые деревья и кустарники были посажены по инициативе Реброва в 1823 году.

Ребров прожил долгую, плодотворную жизнь. К счастью, память об Алексее Федоровиче Реброве живет в нашем городе и поныне.

Второй человек, о котором мне хотелось бы рассказать сегодня, тоже уникальная личность. Забытый на протяжении 70 лет, практически вычеркнутый из истории России. Я не слышал о Сафонове, не знал о его заслугах. Но вот однажды беседуя с чудесным учителем первой школы, выяснилось, что в детстве его мать служила у Сафонихи. Кто же такая Сафониха, заинтересовался я?

Выяснилось, что это была удивительная семья. Генерал Илья Иванович Сафонов, родился в Чечне, в станице Ищёрской. Оттуда и пошел род Сафоновых. Дослужившись до генерал-лейтенанта, Илья Иванович построил великолепный дом в Кисловодске.

Его сын Василий Ильич Сафонов общественный деятель, пианист, гениальный дирижер, потрясающий музыкальный педагог, 16 лет был ректором Московской консерватории, один из создателей кисловодского Курзала.

Мне удалось узнать московский адрес двух сестер Василия Ильича. И хотя меня предупредили, что они ни с кем не общаются и что найти с ними общий язык будет крайне сложно – я поехал в Москву. Плющиха, дом 36 –  холодно и спокойно меня встречают две очень пожилые дамы. Спрашивают: «В чем ваш интерес?».

–  Я из Кисловодска, создаю театральный музей. Мне стало известно, что один из главных героев Кисловодска – Василий Ильич Сафонов. Его стараниями построен Курзал, создан симфонический оркестр, в котором он сам принимал участие, в городе даже сохранился дом, который был им построен.

Елена и Ольга Васильевны слушали меня совершенно равнодушно.

– Все что вы знаете, это хорошо. Но у нас к вам есть одна большая просьба: забудьте об этом имени. Вам не дадут открыть музей, вас будут таскать по разным инстанциям. На имя Василия наложено табу, уже много лет оно нигде не упоминается… Хотя наш отец был шестнадцать лет ректором Московской консерватории, привез из Парижа первый орган, воспитал массу талантливых музыкантов. Среди его учеников Скрябин, Рахманинов, Метнер, Гедике и многие другие.

– Да как же тогда можно об этом молчать! – восклицаю я.

– И все-таки наш добрый совет: не старайтесь воскресить его имя.

Возвращаюсь в Кисловодск и с журналисткой Евгенией Борисовной Польской мы пишем первый материал в газету «Кавказская Здравница» под заголовком «Маэстро из Кисловодска». Приношу статью в редакцию, а мне говорят, что дать материал целиком не могут, разве только 150-170 строк. Что делать, соглашаюсь.  

Газета выходит, и я отсылаю ее в Москву на Плющиху, 36. Интересно, что и Анна Васильевна и Ольга Васильевна прислали благодарность тогдашнему редактору газеты Алферову: «Спасибо что вспомнили имя нашего отца, спасибо, что сказали о нем доброе слово».

В следующий мой приезд в Москву, идя на Плющиху, 36, беру торт и шампанское. Сестры встречают меня с восторженной радостью: «Спасибо! Вы возродили позабытое всеми доброе имя. Чем мы могли бы быть вам полезны?»

Говорю, что у нас в фондах нет абсолютно никаких материалов о Василии Ильиче. Они дают мне письма Сафонова, афиши Сафонова, книгу о Сафонове и еще более трехсот подлинных единиц хранения, связанных с его именем.

Я приезжаю в Кисловодск окрыленным человеком. Имя Сафонов становится известным. Более того, мы прилагаем все усилия, чтобы в Пятигорске, основанной им музыкальной школе, присвоили имя Василия Сафонова. Через много лет музыкальное училище в Минеральных Водах стало носить имя Василия Ильича. А сейчас и Курзалу присвоено имя великого музыканта. Симфонический оркестр также получил имя Сафонова. А в прошлом году вторая музыкальная школа в Кисловодске стала носить его имя.

Позже, когда музей уже функционировал, я узнал интересный факт: на конкурсе имени Чайковского в 1958 году в Москве первое место занимает американский пианист Ван Клиберн. Дочь Сафонова, Анна после концерта зашла в гримерку и представилась, сообщив, что онадочь Василия Ильича. Клиберн встал перед ней на колено и сказал: « А я ученик Василия Сафонова» и подарил именной пригласительный билет, подписанный его рукой. Этот билет сегодня тоже экспонат музея музыкальной культуры.

В тревожном 1905 году Василий покидает Москву и уезжает в Нью-Иорк.  8 лет он был ректором Нью-Йоркской музыкальной академии, главным дирижером Нью-Йоркского филармонического оркестра, много гастролировал. Если составить карту путешествий Сафонова, не было бы ни одной столицы, ни одного выдающегося оркестра, за пультом которого не стоял бы маэстро. Что интересно, он никогда не пользовался баттутой, режиссерской палочкой. Когда его спрашивали: почему он дирижирует руками?

Василий Ильич показывал пальцы обеих рук: «у меня десять палочек и оркестр их понимает лучше».

В 1917 году Василий Сафонов бросает Нью-Йорк и приезжает в Россию спасать Родину от красной чумы. Но ничего не получилось, и в феврале 1918-го Василий Ильич скончался от разрыва сердца (ныне инфаркта миокарда). Он был захоронен у Свято-Никольского собора, где находился семейный склеп Сафоновых.

Далее последовал рассказ Бориса Матвеевича о Сергее Васильевиче Рахманинове и Федоре Ивановиче Шаляпине.

Часовое общение Бориса Матвеевича с гостями музея Ярошенко пролетело как мгновение. Мне показалось, продолжайся оно еще не один час, зрители все с тем же интересом и удовольствием слушали его потрясающие истории. Истории о том, как он собирал материалы о своих героях, как создавал свои книги.

И еще. Очень органично в выступление Б. М. Розенфельда были вписаны музыкальные номера. Солист Северо-Кавказской Государственной филармонии имени Сафонова Сергей Майданов исполнил русские народные песни и романсы. Ему аккомпанировала на рояле Татьяна Шишкина. В заключение встречи выступил Святослав Филиппов – юное дарование курорта, учащийся 8 класса при Российской Академии Гнесиных.

Не всем желающим приобрести новую книгу Розенфельда повезло – их просто не хватило на всех, они разлетелись в считанные минуты. Борису Рамазановичу Гочияеву, ректору кисловодского гуманитарного института, досталось три экземпляра: «У меня есть сын и дочь, а еще четыре внука и внучка. Всегда стараюсь приобретать книги о Кисловодске для себя и продолжателей рода. Борис Матвеевич это живая энциклопедия, он большой знаток Кавминвод, отличный рассказчик. Большое спасибо ему за книги, это отличный багаж знаний для потомков о людях, которые посещали наш край».

Бухгалтер Светлана Васильева приехала на мероприятие из Пятигорска: «Всегда с удовольствием приобретаю книги Розенфельда, это уже не первый экземпляр в моей домашней библиотеке. Привлекаю своих детей к чтению, они должны знать историю нашего края».

Финалом встречи гостей музея Ярошенко с автором книги стали селфи  и автограф-сессия.

Александр Бейфус, Фото автора