Звездные гости курорта.

Звездные гости курорта.

В санатории «Крепость» отдыхает космонавт, герой России, Юрий Павлович Гидзенко. В общей сложности за три полета он провел на орбите около года. Самым длительным был первый полет, который космонавт провел в качестве командира ТК «Союз ТМ-22. Он длился 179 суток, 1 час 41 мин. 46 сек. На встрече, состоявшейся в гостеприимных стенах санатория «Крепость» присутствовал и журналист КГ.

– Санаторий «Крепость» является базой реабилитации и лечения российских космонавтов, летчики-космонавты приезжают к нам ежегодно. Это неслучайно, ведь город не только обладает большой оздоровительной базой, но он связан с одним из пионеров ракетостроения Фридрихом Цандером, а в Комсомольском парке даже существовала аллея космонавтов, – сказал директор санатория «Крепость» Александр Тырнов, открывая встречу. Затем Александр Петрович передал слово покорителю космоса, Юрию Гидзенко.

«На станции жизнь делится на три части. Основная – выполнение  научной программы. Вторая часть – поддержание работоспособности станции и третья – самообслуживание. Никто не отменяет в космосе процедуры гигиены, организацию досуга, занятия физической культурой. Еда в основном консервированная и сублимированная.

Полет проходит на высоте 400 км. от Земли. Космический корабль, на котором космонавты прилетели на станцию, пристыкован к ней. При возникновении любой чрезвычайной ситуации экипаж незамедлительно обязан перебираться в корабль и возвратиться на Землю.

Журналистам интересно было узнать, что ракета на взлете около 50 метров высотой и весит около трехсот тонн, причем 285 из них – топливо.

Режим дня космонавтов четко расписан. Подъем в 6.30. Отбой в 22.30. Рабочий день длится 6-7 часов. Обязательные занятия физической культурой – два раза в день по часу. На станции есть тренажерный зал с беговой дорожкой и велотренажерами. Если в обычной земной жизни мы постоянно используем ноги, то в космосе эта часть тела практически не задействована. Держать мышцы ног и кровеносную систему конечностей в тонусе позволяют тренажеры. Если не заниматься физическими упражнениями, может начаться атрофия бедренных и икроножных мышц. Уменьшается мышечное давление на костный скелет ног, а значит, из костей начинает быстро вымываться кальций. И после возвращения на Землю получить перелом ног минутное дело.

Юрий Павлович привел пример, что может произойти, если не  заниматься физкультурой на орбите. В 70-е годы космонавты Андриян Николаев и Виталий Севастьянов летали на космическом корабле «Союз-9» почти 18 дней без возможности занятий физической культурой. Оба прилетели в очень плохом состоянии. Они испытали значительные трудности с привыканием к земной гравитации. Лечение в госпитале заняло больше недели, но не прошло бесследно. Если последний еще раз слетал в космос, то первый по состоянию здоровья уже не смог.

Что интересно, бегать на дорожке в условиях невесомости приходится лишь после того, как космонавт привязывается специальными «притягами» к подрезиненным амортизаторам, чтобы не улететь во время занятий. В течение часа удается намотать дистанцию до 7-8 км. Кстати объем икроножных и бедренных мышц измеряется и передается на землю каждую неделю пребывания на орбите. Если земные врачи увидят изменения, то космонавту скорректируют программу физподготовки.

Есть у жителей станции свое свободное время. Сам Юрий Гидзенко очень любит читать художественную литературу, благо на орбитальной  станции классная библиотека и бумажная, и цифровая. Можно посмотреть кинофильмы. Есть интернет, правда дозировано. С телефонной связью проще, почти всегда при желании можно дозвониться до Земли. А вот простому обывателю ни прислать письмо, ни позвонить на МКС не удастся: перед вылетом каждый космонавт дает список имен и адресов, с которых до него могут «достучаться». Не менее интересно просто разглядывать в иллюминатор землю.

В заключение беседы, космонавт обратился к тем, кто мечтает связать свою жизнь с космосом.

– Замечательная мечта, – сказал Юрий Павлович, – стать летчиком или космонавтом. В первую очередь необходимо нормальное образование, инженерное или летное. Крепкое здоровье без выдающихся спортивных достижений (достаточно на уровне значка ГТО). Мечтать и уметь ждать. Я поступил в отряд космонавтов в 1987 году, а полетел в космос только через 8 лет. Есть те, кто ждет свой первый полет 10 и более лет, а добрая половина так его и не получает в силу разных причин.

Александр Бейфус, фото автора.