Территориальное общественное самоуправление. Есть кому не всё равно

Территориальное общественное самоуправление.

Есть кому не всё равно

Валентина Сидельникова, председатель ТОС №4:

«Я частенько шпыняю власть: то одного дёргаю, то другого. Не ругаюсь, а тихо, мирно добиваюсь своего».

Наше досье:

Валентина Ильинична Сидельникова 25 лет отработала швеёй на кисловодской трикотажной фабрике «Рассвет». Постоянно вдыхая пыль ворсы «заработала» инфекционную астму.  Вышла на пенсию по инвалидности.

Ещё когда жила в ветхом жилом фонде на улице Урицкого, то по настоятельной просьбе председателя тамошнего ТОСа сменила её на этом неоплачиваемом общественном посту.

Простояв 35 лет в муниципальной очереди, Валентина Сидельникова в 2005-м году получила однокомнатную квартиру в многоэтажном жилом доме на улице Красивой, где её сразу же «сосватали» в домкомы и в председатели ТОСа.

Инвалид Сидельникова живёт одна: дочь умерла, внучка уехала из Кисловодска, «потому что здесь нет перспектив». Валентина
Ильинична на 74-м году жизни не только полностью обслуживает себя, а и присматривает за значительной частью въездного района Кисловодска.

Трубы рвутся – дороги перекапывают

Под присмотром председателя ТОС №4 Сидельниковой внушительная территория: от улицы Красивой – до Станичной, от Челюскинцев – до Островского. Сегодня я отправляюсь с Валентиной Ильиничной по этим улицам, дабы своими глазами увидеть и своими ногами ощутить невзгоды данной части города-курорта Кисловодска.

О первую проблему в зоне территориального общественного самоуправления №4 мы, в буквальном смысле слова, спотыкаемся у кафе «Орион» на улице Красивой.

В трёх десятках метров от предприятия общественного питания по автомобильной трассе без конца снуют автобусы и легковушки, А здесь, в проулке, у самого входа в кафе и в магазин, впору проводить гонки внедорожников: от асфальта остались одни ошмётки, остальное – наспех засыпанные грунтом и щебнем разрытия.

Валентина Ильинична поясняет:

– Здесь под землёй лежат совершенно негожие трубы. Они постоянно рвутся. Поэтому коммунальщики вновь и вновь их раскапывают и ремонтируют. Этой зимой мы двое суток сидели без отопления, пока работники Теплосети устраняли в этом месте порыв трубы. По-хорошему, они должны после разрытий восстанавливать дорожное покрытие, но не делают этого.

А когда и восстанавливают, то порой случаются казусы. Валентина Ильинична показывает тёмное пятно на тротуаре улицы Красивой:

– Здесь тоже Теплосеть ремонтировала своё оборудование. Место разрытия засыпали и заасфальтировали. Но где-то под землёй осталась пустота, и тротуар стал проваливаться. Когда в конце прошлой недели образовалась такая яма, что через неё не переступить, я позвонила директору домоуправления №3 Алексею Николаевичу Шендрикову. Он приехал, увидел, что я не преувеличиваю – по тротуару действительно не пройти – и пообещал: «Валентина Ильинична, я обязательно позвоню коммунальщикам и добьюсь, что тротуар восстановят». И в самом деле, через два дня яму не только засыпали, а и заасфальтировали.

Идём дальше и на перекрёстке улиц Красивой и Белинского видим, как сверху по дороге стекает вода. Поднимаемся на полсотни метров – перед нами свежее разрытие длиной метра четыре. Благо с двух сторон установили деревянные барьеры, на один из которых даже набросили оранжевый сигнальный жилет.

Председатель ТОС №4 сокрушается:

– Три дня назад здесь ремонтировали трубу. А сейчас снова вода течёт. Значит, завтра-послезавтра опять будут рыть.

Ветхие коммунальные сети – одна из самых «тяжёлых» проблем городского хозяйства Кисловодска. Только на моей памяти о ней говорят уже лет 20. Но чтобы разом поменять все водопроводные, канализационные и тепловые сети нужны огромные деньги: ни в муниципальном, ни в краевом бюджете их нет. К тому же коммунальные сети ныне находятся в руках  собственников, которые не спешат раскошеливаться. Поэтому новые долговечные пластиковые трубы укладывают лишь на  отдельных небольших участках.

Судя по всему, до дальнего края зоны ТОС №4 очередь ещё не дошла.

Уродуют город и служат притонами

Сполна затронула территорию ТОС №4 и другая хроническая болезнь Кисловодска – долгострои.

Десятки людей из числа «сильных мира сего» поспешили «застолбить» куски драгоценной земли города-курорта, заложив на них фундаменты или даже возведя стены неких строений.

Затем собственники то ли разорились, то ли их планы поменялись. В результате незавершённые стройки годами, а то и десятилетиями,  уродуют город-курорт и служат прибежищем для бомжей, алкоголиков и наркоманов.

В верхней части улицы Белинского Валентина Ильинична показывает мне выцветший плакат, на котором ещё можно различить контуры огромного 16-этажного жилого дома.

– Это москвичи собирались строить. Когда в 2005 году я переехала в этот район, котлован под дом уже вырыли. И с тех пор строители здесь не появлялись. А в котлован и мусор сваливали, и стаи бездомных собак там жили, и наркоманы гужевались. Думаю, там и трупы есть.

Я долго стучала во все двери. В конце концов котлован огородили металлопрофилем. Но сейчас, как видите, половину забора алкаши уже сняли и сдали на металлолом.

Сквозь широченную прореху в ограде захожу на территорию стройки. Бурьян по пояс, поэтому едва успеваю заметить край обрыва. Ещё шаг, и я бы рухнул в десятиметровую бездну. Туда, где уже лежит большущая куча бытового мусора. Чуть дальше вижу перекинутую через канаву доску. Явно здесь кто-то обитает.

Кто именно, догадаться нетрудно.

Ещё более вопиющий долгострой на протяжении многих лет видят все, кто по автотрассе спускается с улицы Красивой на Водопойную. На скале над речкой  высятся частично обрушившиеся стены трёхэтажного дома из красного кирпича. Крыши нет, на перекрытиях выросли целые деревья.

К этому долгострою на улице Челюскинцев Валентина Ильинична ведёт меня по полуразрушенной тропе. Никакого забора вокруг руин огромного здания нет – только деревья, кусты и бурьян в рост человека.

Председателя ТОСа возмущает, что это безобразие находится впритык к многопрофильному колледжу.

– Мальчишки здесь собираются: курят и, наверное,  наркоманят.

Обнадёживает только одно: депутат по данному округу Владимир Грицаев на днях сказал Валентине Ильиничне, что, вроде бы, принято решение снести этот долгострой.

Новый асфальт и старые колдобины

За четыре года работы Валентины Сидельниковой в связке с депутатом городской Думы Владимиром Грицаевым в зоне ТОС №4 заасфальтировали три улицы: Белинского, Расковой и Марцинкевича.

Вот как этого добивались:

– Когда на улице Марцинкевича: от Жмакина – до Белинского, ещё была только разбитая грунтовая дорога, я повела по ней главу города Курбатова и депутата Грицаева. Они спотыкались, возмущались. А в конце улицы их уже ждали местные жители, которых я собрала. Они высказали мэру и депутату всё, что у них накипело на душе. И через год здесь положили асфальт.

Мы идём по свежему асфальту улицы Марцинкевича, и я не устаю восторгаться: как же всё чисто, ухожено.

Сбоку от ворот одного из домов, хозяева разбили прелестную клумбу с некоей пальмой в центре. Жильцы другого дома выставили на улицу раскрашенные в яркие цвета автомобильные шины и посадили в них цветы.

Чувствуется, что люди гордятся своей улицей и стараются её украсить.

Но Валентина Ильинична возвращает меня с небес на землю:

– Я вам сейчас такое покажу!…

Там, где улица Черняховского выходит на Марцинкевича потоки стекающей с крутого склона воды размыли десятиметровый участок дороги так, что на нём запросто можно вывернуть ногу или повредить автомобиль.

– Когда здесь работали дорожники, я говорила депутату про этот участок. А он: «Нам хотя бы Марцинкевича заасфальтировать!»

Теребит председатель ТОСа местные власти и насчёт улицы Пионерской:

– Я недавно ходила по ней, так думала, что покалечусь. Асфальта там отродясь не было, только яма на яме.

Доброе слово – и старым, и малым

Валентина Ильинична на ходу круто меняет тему нашего разговора:

– Сколько раз я говорила нашему депутату: «Вы можете ничего не делать – просто поговорите с людьми, и то им будет приятно!» Надо отдать должное Владимиру Михайловичу, – он человек внимательный.

Вот здесь, на улице Жмакина, жила женщина – ветеран войны. Как-то Грицаев купил цветы, торт, шампанское и мы пришли к ней в гости. Видели бы вы, как обрадовалась 99-летняя старушка! Поговорили, почаёвничали, пригубили шампанское. Перед Днём Победы хотели ещё раз проведать, но, увы, она уже умерла.

И  детям наш депутат уделяет внимание. Например, недавно он вместе с краевым депутатом Торосяном устроил ребятам большой праздник во дворе дома на Красивой, 30. Каждый год я разношу по улицам подарки первоклассникам от депутата.

Впрочем, не он один помогает детям. Недавно я водила в дельфинарий 18 ребят с улицы Красивой. Билеты им подарил директор домоуправления №3 Шендриков.

Наши мальчишки не раз выигрывали различные соревнования по футболу. Но на улице Красивой им негде тренироваться. И сами ребята, и их родители не раз просили меня «пробить» в органах власти дворовую спортивную площадку. На днях Алексей Николаевич сказал, что разыгрывают конкурс между застройщиками. Победитель и соорудит нашим ребятам долгожданную футбольную площадку.

А у подъезда многоквартирного дома №29 на улице Красивой мы видим новенький, ещё пахнущий краской, металлический пандус с поручнями.

– Здесь живёт безногий инвалид. Он много раз просил сделать удобный спуск для инвалидной коляски. И вот, специально для него, соорудили.

Я не засёк по шагомеру, сколько мы с Валентиной Ильиничной прошли. Но, поверьте, накрутили порядочный круг.

– И как часто вы делаете подобные обходы территории ТОСа?

– Да раза  два-три в месяц…

Записал Николай Близнюк

Фото автора.