Смартфон и книга. Вместо или вместе?

Смартфон и книга. Вместо или вместе?

– В конце 90-х – начале 2000-х годов все ринулись в Интернет и в социальные сети. Тогда в библиотеках резко сократилось количество читателей. Казалось, книга уходит из повседневной жизни россиян. Но спустя два десятка лет многие пресытились валом обрывочной информации, поступающей из гаджетов, и стали возвращаться к неспешному вдумчивому чтению напечатанных на бумаге книг, – такую тенденцию отмечает директор Кисловодской централизованной библиотечной системы (ЦБС) Елена Демченко.

По жизни – «С индейцами в Скалистых горах»

Мы с Еленой Михайловной ровесники. Оба родились в середине прошлого века в национальных республиках. Правда, в противоположных концах страны: она – в Бурятии, я – в Северной Осетии. Но в тогдашнем Советском Союзе это не имело значения. Везде всё было одинаковое: начиная от структуры органов власти и заканчивая программами обучения и воспитания в младших классах.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что мы оба встретили «главную книгу жизни», учась в четвертом классе средней школы.

Елена Демченко вспоминает:

– Мой папа был геологом, мама – продавщицей, а наша соседка – учительницей. Изначально родители хотели, чтобы я у неё училась музыке. Музыка мне не давалась, зато, бывая у Валентины Александровны, я пристрастилась к чтению.

В её обширной домашней библиотеке почему-то выбрала увесистый том Чарльза Диккенса с романом «Домби и сын».

Я с раннего детства много читала: обрывки газет, календарики, детские сказки. Но именно «Домби и сын» стала той книгой, которая ввела меня в мир чтения.

А я свою «главную книгу жизни» встретил, когда мы с мамой гостили у родственников в Кабардино-Балкарии.

Случайно полистал стоявший на полке невзрачный сборник повестей Джеймса Шульца «Ошибка Одинокого бизона». Его открывает перевернувшая мне душу повесть «С индейцами в Скалистых горах». Прочитал одну страницу, другую… И затем три дня не мог оторваться. А уезжая, выпросил книгу насовсем.

С тех пор прошло больше полувека. Довелось жить и скитаться в разных концах страны: от Казахстана и Дальнего Востока до Москвы. И везде со мной была повесть «С индейцами в Скалистых горах» – о том, как двум подросткам – самому Джеймсу Шульцу и его приятелю-индейцу пришлось полгода выживать в диком лесу.

А встретят ли современные школьники в своих смартфонах нечто такое, что оставит не­изгладимый след в их душах?

Не плохие или хорошие, а просто разные

Елена Демченко говорит:

– Сейчас в течение дня настолько истощаешься от наплыва всевозможной информации из Интернета и социальных сетей, что на чтение зачастую просто не остается физических сил.

Думаю, у современного молодого поколения меньше возможностей для духовного развития, чем было у нас в их возрасте. И не потому, что современные подрост­ки хуже прежних, а просто жизнь стала настолько насыщенной и плотной, что молодые люди вынуждены быстро потреблять множество информации. А чтение бумажной книги предполагает уединение, сосредоточенность.

Недавно в Кисловодске с докладом о мировых тенденциях в медиапотреблении выступал генеральный директор Национальной ассоциации телерадиовещателей Александр Широких. Он заявил:

– Современному человеку «разрывает мозг» очень много входящей информации. У него в сутках не 24, а более 30часов. Потому что он одновременно делает несколько дел. Например, бежит по беговой дорожке и смотрит фильм или ведет машину и слушает радио.

Что касается чтения, то Александр Широких изложил общепризнанную на Западе «теорию расслоения поколений».

Сейчас значительная часть медиа­потребления в мире приходится на представителей поколения Z (родившиеся в 2000 году), для которых привычно общаться в соцсетях вообще без текста. Лишь посредством «смайликов» – рисунков, изображающих различные чувства.

И уже подрастает поколение Альфа (родившиеся в 2010 году), которые не мыслят своей жизни без пальца на кнопке смартфона. Для них люди, читающие длинные тексты на бумажных носителях, сродни мамонтам или динозаврам.

Однако у сотрудников Цен­тральной библиотеки Кисловодска куда более оптимистичное представление о молодых читателях.

К книге – через школу и журналы

Я заглядываю в детский абонемент Центральной библиотеки почти одновременно с двумя представителями поколения Альфа. Деловито сопя, мальчишки водят пальчиками по листочкам с какими-то списками. Библиотекарь Ирина Андреева ребят хорошо знает: называет по имени, о чем-то расспрашивает и ищет на стеллажах запрашиваемые книги. А параллельно объясняет мне:

– Учащимся начальных классов на лето дают списки книг, которые они должны прочесть. Вот мальчики и пришли за ними в библиотеку.

Ни Ирину Андрееву, ни её напарницу Ирину Вдовыдченко пристрастие ребят к гаджетам нисколько не беспокоит. Они и сами широко используют смартфоны и для общения в соцсетях, и для работы:

– Мне просто необходим смарт­фон с хорошей камерой, поскольку я делаю видеоклипы с различных наших мероприятий и выкладываю их в соцсети, – говорит Ирина Вдовыдченко.

Пусть не мытьем, так катанием, но детский абонемент ежедневно посещают 30 – 40 ребятишек. А всего за год – более двух тысяч.

Впрочем, школьные задания – далеко не единственный путь приобщения детей к чтению напечатанных на бумаге книг.

Рядом с абонементом, в дет­ском читальном зале, библиограф Рузанна Саркисян показывает стенд с детскими журналами:

– Вот, например, замечательные детские экологические журналы «Свирель» и «Филя». Ребята с удовольствием рассматривают фотографии животных и читают короткие тексты к ним. Так они постепенно привыкают к чтению больших текстов в книгах.

Почему дети читают журналы в библиотеке, директор ЦБС Елена Демченко объясняет без лишних слов – просто показывает ценники. Тот же журнал «Свирель» стоит 157 рублей за один номер. Поэтому годовая подписка ощутимо ударит по семейному бюджету.

Куда экономнее прийти в библиотеку, чтобы почитать этот и десяток других детских журналов.

Тем более что городские власти, несмотря ни на какие трудности с бюджетом, каждый год выделяют ЦБС 450 тысяч рублей для подписки на журналы и газеты.

В очередь за «Новым миром» и «Нашим современником»

Во взрослом абонементе мою версию о гибели печатной книги под напором смартфона напрочь отметают библиотекари Елена Самохина и Наталья Мосейчук:

– Наоборот, количество читателей увеличивается. При этом записывается и много молодых. Иные, как только паспорт получат, – сразу приходят.

Да и книговыдача растет. Бывает, что за день в абонемент приходит по сто человек. Едва успеваем обслуживать. Причём, всё чаще спрашивают классику. Например, на днях семейная пара лет 30 попросила подобрать им произведения Лескова.

А на журналы и вовсе очередь стоит. Как на научно-популярные: «Наука и религия», «Наука и жизнь», так и на литературные: «Новый мир», «Наш современник», «Юность» и другие.

Мне показывают формуляры «толстых» журналов за нынешний год. Там уже по три-четыре записи. Да и внешний вид мягких обложек говорит о том, то в городе есть люди, которые регулярно следят за литературными новинками в стране.

Однако директора ЦБС особенно радует, что за книгами в библиотеку всё чаще приходят кисловодчане с детьми и внуками. Елена Михайловна убеждена:

– Самую прочную любовь к чтению прививают не в школе и не в библиотеке, а именно в семье.

Николай БЛИЗНЮК.

Фото автора.

  1. Директор Кисловодской ЦБС Елена Демченко показывает журналы, подписку на которые оформили на средства муниципального бюджета.
  2. Представители поколения Альфа пришли в библиотеку за книгами по школьному списку.
  3. Библиотекари абонемента для взрослых Елена Самохина и Наталья Мосейчук отмечают:читателей стало больше.
  4. Свежий номер журнала прочитали уже четыре человека.
  5. Библиотекарь Ирина Вдовыдченко широко использует смартфон в своей работе.