Бегущий по горам

Бегущий по горам

Известный кисловодский бегун, мастер спорта России по лёгкой атлетике Андрей Алахвердов сейчас готовится сразу к нескольким весьма ответственным стартам: чемпионату и Кубку России по скайраннингу и по горному бегу.

О том, как проходит эта подготовка, и с чего началось увлечение различными видами бега в гору, Андрей Борисович рассказал в эксклюзивном интервью корреспонденту «Кисловодской газеты».

– Как я слышал, в семье Алахвердовых вы не первый начали бегать по горам…

– Да, мой отец, Борис Иванович Алахвердов, в молодости занимался спортивным ориентированием. А это, по сути, тот же горный бег.

У отца профессиональное физкультурно-спортивное образование, поэтому он большую часть жизни посвятил тренерской и преподавательской работе. Был педагогом дополнительного образования в туристическом клубе, вёл лечебную физкультуру в санаториях, преподавал физвоспитание в институте.

И одновременно готовил спортсменов к ответственным стартам. Он и сейчас, на 77-м году жизни, официально является тренером. Правда, только у меня одного.

Помимо этого, отец не только поддерживает хорошую для его возраста физическую форму, а и участвует в официальных соревнованиях по спортивному ориентированию.

В этом он не уникален. Недавно скончавшийся пятигорчанин Генрих Брониславович Загор­ский официально выступал на соревнованиях, когда ему было уже за 80 лет. Для спортивного ориентирования выход на старт сверхвозрастных атлетов – обычное явление.

– То есть вам было «на роду написано» заниматься бегом по горам. Помните ли вы свой первый старт?

– Это было в 1990-м году, когда мне исполнилось пять лет. Рядом с отцом я пробежал через Комсомольский парк до Старого озера и обратно. А с шести лет уже участвовал в соревнованиях по спортивному ориентированию.

Все это происходило без какого-либо натаскивания, нагнетания. Меня никто специально не готовил к соревнованиям, не разрабатывал тренировочные схемы.

Да, возможно, я бегал чуть больше, чем мои сверстники, но только потому, что перед глазами был пример отца, которому я стремился подражать.

Когда учился в старших классах кисловодской школы №2 регулярно участвовал во всевозможных соревнованиях: школьных, городских, краевых. И нередко побеждал. В частности, в 16 лет я стал чемпионом Ставропольского края по спортивному ориентированию.

– Но то всё были любительские соревнования. А когда вы перешли на профессиональный уровень?

– Как такового чёткого перехода не было. Просто, когда окончил школу и поступил в кисловодский филиал Ростовского института народного хозяйства (РИНХ), стал участвовать во всё более крупных соревнованиях и добивался в них неплохих результатов. В частности, установил несколько рекордов забегов: на гору Машук; часового бега в КБР; «Александровской мили.

Лишь пять лет назад я стал специализироваться в таком разделе лёгкой атлетики как горный бег. За это время выполнил норматив мастера спорта РФ, неоднократно становился призёром Кубков и чемпионата России, победителем Гран-при РФ по горному бегу.

– В лёгкой атлетике много беговых дисциплин. Почему вы выбрали именно горный бег? И чем он отличается, например, от трейла?

– Для серьёзных занятий «гладким» бегом в Кисловодске продолжительное время не было условий. Городской стадион переходил из одних рук в другие. Его очень долго реконструировали, поэтому доступ спортсменам был ограничен.

Да и бегать круг за кругом по одной и той же дорожке, на мой взгляд, скучно. С детства занимаясь спортивным ориентированием, я привык бегать по лесным и горным тропинкам. Это гораздо интереснее.

Мало кто знает, что и сам горный бег официально подразделяется на три самостоятельные дисциплины. «Бег вверх» – это, например, старт на станции «Бештау» и финиш на вершине горы Бештау. Другую разновидность – «бег вверх-вниз», используют там, где нет горы, а только более-менее крутой холм. Вот спортсмены и перебегают несколько раз через него. В сумме получается вполне солидный набор высоты. И, наконец, третья разновидность – «длинный горный бег». Самая известная дистанция находится в районе сочинской Красной поляны. Ее длина 31 километр и суммарный набор высоты 1,3 километра.

Трассы трейла и весьма популярного сейчас ультра-трейла, в отличие от горного бега, не имеют жёстких критериев по набору высоты и зачастую пролегают через болота, буреломы и прочие «корявости». Кроме того, дистанцию горного бега обычно преодолевают в течение часа, а дистанцию ульта-трейла – за несколько суток. Это все равно, что бегуну на 100-метровую дистанцию предложить выступить на 800-метровке. Ничего хорошего у него не получится, потому что требуется разная система подготовки.

– Тем не менее вы этой осенью собираетесь помимо горного бега участвовать в соревнованиях по скайраннингу. А этот вид вообще относится не к лёгкой атлетике, а к альпинизму.

И почему вы выступаете в основной возрастной группе (от 23-х до 35 лет), хотя в свои  36 лет имеете полное право соревноваться в группе ветеранов?

– Хотя горный бег и скайраннинг относятся к разным видам спорта, между ними много общего. Просто соревнования по скайраннингу обычно проводятся на большой высоте и крутизна подъёма на трассе примерно вдвое больше, чем в горном беге.

Весной этого года я для пробы участвовал в традиционном забеге скайраннинга «Вертикальный километр» на Эльбрусе. На удивление легко преодолел дистанцию и финишировал в первой десятке.

В августе буду участвовать в Чемпионате России по скайраннингу в горном массиве Безенги в Кабардино-Балкарии, в сентябре – в Кубке России по скайраннингу в Красной Поляне, а в октябре – там же в Кубке России по горному бегу.

Мы с отцом разработали специальную методику интенсивных тренировок к этим соревнованиям и сейчас её реализуем.

А в основной возрастной группе я выступаю потому, что чувствую силы на равных состязаться с гораздо более молодыми бегунами.

– Желаю успешно выступить в горах и, главное, избежать травм на дистанциях.

Вёл беседу

Николай БЛИЗНЮК.

Фото автора и из архива Андрея АЛАХВЕРДОВА.