100 проходок «Фотопешехода» с Павлом Скрынником

Всемирный день фотографии

100 проходок «Фотопешехода» с Павлом Скрынником

7 января 1839 года секретарь Парижской академии наук Доминик Франсуа Араго доложил академии об изобретении художника Дагера «с помощью светового луча получать прочное изображение на серебряной пластине в камере-обскуре».

За два века изобретение Нисефора Ньепса, Луи Дагера и Фокса Тальбота (каждый шёл к нему своим путём) побудило миллионы людей посвятить свою жизнь светописи.

Один из них – кисловодчанин Павел Скрынник.

Родители Павла Валентиновича – топографы. Оторваться от масштабных сибирских проектов и 60 лет назад переехать из города Ангарска в Кисловодск их вынудила болезнь сына. При заболеваниях лёгких у ребёнка лучшего климата, чем в Кисловодске, не найти.

Вскоре здесь Паша пошёл на поправку. Поэтому когда он учился во втором классе, родители переехали в более перспективный для их профессии Ставрополь. Там-то школьник Паша Скрынник на всю жизнь «заболел» фотографией.

Павел Валентинович вспоминает:

– Я начал снимать в 12 лет фотоаппаратом «Смена». Поначалу проявлять плёнку и печатать снимки помогал отец. Но вскоре я уже всё делал сам. Мне нравился сам процесс проявки плёнки и печатания снимков – ночью на кухне, при красном свете.

В Ставрополе я был, по сути, фотокорреспондентом школы – снимал все мероприятия и торжества.

В выпускном классе Павел Скрынник на заработанные за лето деньги – в экспедиции отца таскал за топографами рейку – купил «ФЭД-микрон».

– Это был один из первых советских фотоаппаратов со встроенным экспонометром. Достаточно задать выдержку, и аппарат автоматически выставлял диафрагму. Тот «ФЭД-микрон» до сих пор лежит в моей коллекции старинных фотоаппаратов.

После школы Павел Скрынник поступил в Таганрогский радиотехнический институт и там сделал новый шаг в освоении фотографии.

– В институте я перешёл на цветную слайдовую плёнку: чешскую и немецкую. Друзья привезли мне из Белоруссии «Зенит ТТL». Я им снимал репортажи на всевозможных студенческих мероприятиях.

После института электрогидроакустика (подводника) Скрынника почему-то распределили в подмосковный город Калининград (нынешний Королёв) на закрытое космическое предприятие НПО «Энергия».

Молодой инженер Павел Скрынник и там был заводилой – автором хитов местных клубов весёлых и находчивых и самодеятельной песни. Самым эпопейным стал скетч «Партсобрание в монастыре». В 1988 году с этим приветствием КВНщики «Энергии» выступили на совместном слёте работников аэрокосмического предприятия и находившегося рядом с ним управления КГБ.

Павел Валентинович до сих пор явственно помнит те эмоции:

– Поначалу было страшновато. А потом подумали: «Чего бояться?» И такой кураж пошёл, что всем, в том числе и КГБшникам, это выступление очень понравилось. Никаких оргвыводов в отношении команды КВН не последовало.

Гидроакустику на аэрокосмическом предприятии делать было нечего. Поэтому Павел Скрынник с удовольствием принял предложение сменить место работы: из инженеров в режимной зоне стать заместителем директора городского Дворца культуры и техники. А спустя несколько лет друг пригласил его на работу в Детский центр технического творчества Москвы.

Там-то Павел Валентинович вновь приобщился к светописи.

– В 2002 году тяжело заболел фотограф. А так как из работников Центра фотографией занимался только я, то меня и поставили возглавлять детское фотообъединение.

Мы создали очень хорошую студию, В ней были самые лучшие фотоапппараты «Никон» и десяток профессиональных вспышек.

Там я как преподаватель профессионально штудировал теорию, ходил на всевозможные фотофорумы, тренинги, мастер-классы.

Воспитанники фотообъединения часто представляли свои фото на выставках в департаменте образования Москвы. Каждая из них была экзаменом для руководителя студии.

А затем Павла Скрынника ещё назначили штатным фотоархивистом департамента. Пришлось снимать все их мероприятия.

Павел Валентинович вспоминает:

– Больше всего мне запомнилось путешествие на пароходе с детскими творческими коллективами по верховьям Волги. В каждом городе дети давали концерты под лозунгом «Посланники Москвы – России». А я всё это фотографировал.

 Детскую фотостудию в Москве Павел Скрынник успешно возглавлял в течение 10 лет. Однако в 2012 году родители стали сильно болеть, и ему пришлось вернуться в Кисловодск.

Здесь фотограф из Москвы не сразу нашёл дело по душе. Павел Валентинович стал преподавать в фотостудии «Отражение», которая существовала в здании «Гражданпроекта», но она вскоре закрылась.

Затем хозяин туркомплекса «Медовые водопады» надумал возобновить выпуск журнала «Кавказское гостеприимство». И тут вышла осечка!

– Собрали команду. Меня пригласили в качестве фотографа – пообещали студию, персональные выставки.

Мы выпустили первый номер журнала, собрали материал для второго, но тут учредитель решил закрыть журнал.

Некоторое время Павел Валентинович перебивался с одной работы на другую, а затем придумал занятие для души.

– Я всегда что-то организовывал: и в Ставрополе, и в Москве. Вот и здесь семь с половиной лет назад создал «ВКонтакте» некоммерческую группу «Фотопешеход». Решил безвозмездно совместить в одном проекте фотографию с краеведением, туризмом, обучением фотографов и начинающих моделей.

За неделю до очередной проходки «Фотопешехода», я выставляю на сайте «ВКонтакте» её тему и маршрут.

Уже с третьей вылазки мы стали сотрудничать с известным кисловодским фотографом Александром Волковым. Он возглавляет дальние походы к объектам, к которым я по состоянию здоровья не могу отвести группу любителей фотографии.

Каждый год мы обязательно обходим три ущелья. От Лермонтовской скалы – до Кисловодска по руслу реки Ольховки. От Медовых водопадов по ущелью – вдоль реки Аликоновки. И по Берёзовскому ущелью.

Одну из проходок «Фотопешехода» посвящаем чёрно-белой фотографии. Обязательно проводим акцию «Рыжий фотопешеход». На неё помимо фотографов приглашаем всех веснушчатых и рыжих кисловодчан и гостей курорта. Стал традицией и «Шляпный фотопешеход», где мы фотографируем моделей в самых причудливых шляпах.

«Вечерний фотопешеход» позволяет его участникам увидеть и запечатлеть Кисловодск в свете фонарей. Каждый сезон одну из проходок «Фотопешехода» мы посвящаем съёмкам фасадов старых домов, дверей, ставней, рам. Стремимся запечатлеть, пока их не заменил безликий пластик.

Поначалу в акциях «Фотопешехода» участвовало до 20 человек. Но потом молодёжь схлынула. Зато остались самые надёжные, поэтому походы стали регулярными. В прошлом году удалось провести аж 16 проходок «Фотопешехода»!

О нынешнем сезоне Павел Валентинович рассказывает так:

– «Фотопешеход-2022» открывали в апреле у гротов «Три печи» под горой Кабан. На открытие сезона и на юбилеи у нас обязательно бывают торт с шампанским. А на рядовые проходки «Фотопешехода» я готовлю на всех имбирный чай с травами.

Две недели назад на Новом озере мы устраивали «шляпную вечеринку». А в минувшее воскресенье провели 85-ю стандартную проходку «Фотопешехода». От аула Элькуш спустились в Берёзовское ущелье и вдоль реки дошли до городских кварталов.

С учётом двух акций «Фотопешехода» на джипах и 13 «Фотопешеходов-лайт» (когда мы всей группой снимали какие-то мероприятия в городе и интересных персонажей среди публики) получается ровно 100 проходок «Фотопешехода» за семь с половиной лет.

 «Фотопешеход» – далеко не единственный почин Павла Валентиновича на почве фотографии.

– В Москве в детской фотостудии я ввёл подраздел «Подглядывающий». Ходили с ребятами по городу и длиннофокусными объективами метров с 50 снимали жанровые сценки. Так родилось известное фото «Попы и хвосты». Сфотографировали сзади двух женщин в брюках и с косами. А между ними весьма гармонично смотрелся пони с заплетённым хвостом.

В Кисловодске спустя год после создания «Фотопешехода» Павел Скрынник увлёкся «Фотосушкой».

О её зарождении Павел Валентинович вспоминает так:

 – Пятигорские фотографы – первые на КМВ – стали устраивать «Фотосушки». Перед Лермонтовской галереей вешали на верёвках работы двух десятков хороших фотографов. Другие фотографы забирали те фото, которые им понравились, а на освободившееся место вешали свои.

В Кисловодске зачинателем «Фотосушки» стала художник Анастасия Лангурова – организовала её в рамках художественного фестиваля «Арт-Май», который ежегодно проходит в музее «Крепость».

На второй «фотосушке» я представил свои работы как фотограф, а потом ещё стал их организовывать.

К сожалению, со временем молодёжь откололась, поэтому последние «Фотосушки» были не столь интересными. Свои работы вывешивали я и один фотограф из Пятигорска.

Приобщился Павел Скрынник и к ролевым играм.

– Приехали в Кисловодск двое парней: один из Донецка, другой из Луганска. Они запустили проект «Фотоистории». Придумывали тему ролевой игры и давали объявление «ВКонтакте». Народ шил себе костюмы, чтобы исполнить роль. А я фотографировал.

Так, в игре «Постапокаплисис» люди в рванине, с противогазами изображали то, что будет сразу после страшного бедствия. Позировала в «Постапокалипсисе» и одна из самых активных участниц «Фотопешехода», мать троих сыновей Ольга Любвина.

За год парни провели пять ролевых игр, и проект, к сожалению, заглох.

Познакомившись с неуёмной натурой Павла Валентиновича, я не сомневаюсь, что он скоро придумает ещё какой-нибудь умопомрачительный фотопроект.

Любопытно – какой?

Николай БЛИЗНЮК

Фото Павла Скрынника

На снимках:

Фото 1: Павел Скрынник и сейчас не теряет оптимизма

Фото 2: Кокетливая дама танцует под дождём

Фото 3: Одна из самых активных участниц «Фотопешехода», мать троих сыновей Ольга Любвина в ролевой игре «Постапокаплисис»

Фото 4: Фонтан «Ника» Павел Скрынник запечатлел сразу после возвращения в Кисловодск. Словно предчувствовал его гибель

Фото 5: Посвящение в гимназистки православной гимназии при Свято-Никольском храме шесть лет назад. Крайняя справа – племянница Павла Скрынника Аня.

Фото 6: У гротов «Три печи» стартовал сезон «Фотопешехода-2022»