Радоваться жизни, несмотря ни на что!
Радоваться жизни, несмотря ни на что!
На днях в большом зале детской музыкальной школы имени Рахманинова состоялась премьера замечательного музыкального спектакля «Поллианна», представленного артистами образцового детского театра «Храм слова».
Как рассказала корреспонденту «КГ» основатель и режиссёр театра «Храм слова» Анна Кузнецова, пьесу «Поллианна» о девочке, которая умела находить радость в любой ситуации, по одноимённой повести известной американской писательницы Элинор Портер. Повесть Анна Георгиевна нашла в интернете пять лет назад, когда обновляла репертуар театра, действующего в ДМШ с 2008 года.
Суть произведения в том, что бедный христианский миссионер научил свою маленькую дочку Поллианну, после того как у неё умерла мама, в любой ситуации находить повод для радости. Причём, чем труднее это было сделать, тем интереснее становилась игра.
Например, когда опекавшая девочку-сироту благотворительная организация «Женская помощь» на Рождество вместо куклы, о которой мечтала Поллианна, прислала ей костыли, папа сказал: «Радуйся тому, что они тебе не нужны!»
– Я сразу почувствовала, что это произведение нам очень подходит, – говорит Анна Кузнецова.
Тогда же, пять лет назад, она впервые поставила «Поллианну» на сцене детской музыкальной школы имени Рахманинова.
Но с тех пор все исполнители главных ролей в спектакле окончили ДМШ и разъехались – поступили в вузы и колледжи в разных городах.
Сейчас, когда наша страна переживает сложные времена, особенно актуально звучит лейтмотив пьесы – в любой ситуации находить повод для радости. И вот в ноябре прошлого года Анна Геннадьевна со своими воспитанниками начала репетировать «Поллианну».
Нынешний спектакль весьма существенно отличается от предыдущей постановки. В нём значительную смысловую и эмоциональную роль играет музыка. Причём вокальные партии так умело вплетены в ткань драматического действия, что воспринимаются как его органическая составляющая.
Исполняемые под фонограмму вокальные вставки с танцами позволили задействовать в постановке даже семилетних первоклассников театра «Храм слова», у которых голос ещё не окреп настолько, чтобы самостоятельно звучать со сцены.
Исполнять роль 11-летней Поллианны режиссёр доверила 11-летней Кате Люлясовой.
– Совпадение возраста артистки с возрастом героини чисто случайное, поясняет руководитель театра. – Катя учится у меня лишь второй год. Но девочка очень способная: эмоциональная, тонко чувствующая, умеющая сопереживать. И к тому же – очень трудолюбивая. А это весьма важное качество для успешного выступления на сцене.
Немногим старше Кати исполнительница другой заглавной роли – тёти Полли Харрингтон, родной сестры покойной мамы Поллианны. Асе Погосян всего 12 лет. Но она не только выглядит старше своих лет, а и настолько вжилась в роль чопорной, въедливой англичанки, что никто из юных зрителей и не подозревал, что на сцене не взрослая женщина, а их ровесница.
А скучного, одинокого «сухаря» мистера Пэндола, которому Поллианна вернула способность остро чувствовать и совершать добрые поступки, весьма убедительно представил на сцене недавний выпускник ДМШ 16-летний Аслан Пшуков.
Роль другого весьма важного персонажа пьесы – доктора Чилтона, – режиссёр доверила другому выпускнику кисловодской ДМШ, а ныне студенту хорового отделения Ставропольского колледжа искусств, Владимиру Гаенко.
– Просто потому, что он весьма способный актёр, – поясняет Анна Кузнецова.
Спектакль начинается с того, что сирота Поллианна после кончины отца попадает в дом тёти Полли. Та заявляет своей служанке Нэнси, что принимает девочку только из чувства долга и будет её воспитывать в строгости.
И вечно хмурый мистер Пэндол, которого Поллианна случайно встречает на улице, разговаривает с девочкой весьма жёстко и просит своего знакомого, доктора Чилтона избавить его от назойливой девчонки.
Но тот, напротив, говорит, что прописал бы ему в качестве лекарства – почаще общаться с девочкой, которая умеет радоваться.
По ходу пьесы выясняется, что мистер Пэндол «похоронил» себя для окружающих после того, как тётя Полли и другие родственники разлучили его с будущей мамой Поллианны, которую он очень любил.
Преобразившийся Джо Пэндол предлагает девочке-сироте поселиться в его доме, обещая исполнять все её желания. Но та отказывается, потому что «тётя Полли очень любит меня» и предлагает ему приютить беспризорника Джимми, с которым она познакомилась на крыше их дома.
Выясняется также, что очень способный доктор Чилтон стал заурядным провинциальным аптекарем из-за того, что в молодости сестра мамы Поллианны – тётя Полли – отвергла его любовь.
Вроде бы всё движется к счастливому финалу, как вдруг случается беда – Поллианна попадает под машину. Доктор Чилтон диагностирует, что у неё помимо ног повреждён позвоночник, поэтому она больше не сможет ходить.
У постели девочки собираются все её взрослые знакомые, которые много лет не разговаривали друг с другом. Они начинают общаться, прощают друг другу старые обиды.
Глядя на них, Поллианна говорит:
– Я так счастлива, что вы подружились. Поэтому мои неподвижные ноги не имеют никакого значения.
А тут ещё доктор Чилтон созванивается со своим знакомым профессором, и тот соглашается обследовать девочку.
Счастливая Поллианна отправляется на поезде через всю страну и с восторгом говорит:
– Я буду всю дорогу смотреть в окно!
И вот финал: на авансцену выходят все исполнители главных и эпизодических ролей в спектакле. А перед ними на краешек сцены садится улыбающаяся Поллианна, и звучит её письмо ко всем собравшимся:
– Сегодня прошла до окна палаты шесть шагов. Я так рада, что столько времени не могла ходить. Если бы не это, я бы никогда не узнала, какое это счастье – уметь ходить!..
Эта мудрая история тронула души как совсем юных зрителей, так и сопровождавших их взрослых. Чему свидетельство – бурные аплодисменты всего зала.
По завершении спектакля на сцену поднялся директор ДМШ, заслуженный работник культуры РФ Александр Николаев и сообщил:
– В зале присутствуют 244 учащихся из 11 учебных заведений города-курорта Кисловодска. Всю выручку от реализации билетов – а это 24 400 рублей – актёры образцового детского театра «Храм слова» решили передать в фонд помощи кисловодчанам, участвующим в специальной военной операции «Кисловодск. За наших».
Также Александр Евгеньевич пригласил тех, кто после этого спектакля загорелся желанием выступать на сцене, в мае прийти на вступительные экзамены в театральное отделение ДМШ.
Николай БЛИЗНЮК
Фото автора