Хроники смутного времени или история о том, как «шкотский немец» Российскому престолу служить стал

27 июля Россия отмечает скорбную дату гибели Михаила Юрьевича Лермонтова, а 15 октября – 205 год со дня его рождения. Между двумя этими датами мы будем знакомить наших читателей с интересными материалами, связанными с именем «русского душою» великого поэта, романтика-реалиста и пророка. Наверняка, мы бы никогда не узнали подробностей о жизни средневекового шотландского гения Томаса Лермонта и героев смутного времени поручика Георга Лермонта и его «крестного отца» атамана Александра Лисовского, если бы не свет лермонтовской личности и поэзии, который высветил из тьмы веков этих незаурядных личностей. В нескольких номерах газеты мы познакомим вас с моей (авт.) работой, посвященной малоизвестным страницам прошлого, связанного с историей появления шотландского рода Лермонтов в России…

 

Пролог

Мой прадед, Илларион Лисовский – унтер-офицер, служивший в охране Государя Императора, после отставки в 90-х годах 19 века, был назначен на должность начальника (главного почтмейстера) почтово-телеграфной конторы города Грозного согласно предписанию Почтового отделения МВД, по ходатайству родственника начальника почтамта Санкт-Петербурга, Ивана Ивановича Лисовского. Формирование штатов сотрудников почтово-телеграфных ведомств в России в конце-19-го – начале 20 века имело многоступенчатую систему отбора, зависящего, главным образом, от образовательного ценза, в том числе, от знания языков. Перед тем, как приступить к работе, почтовый чиновник любого ранга (коллежский асессор или советник, надворный советник и т.п.), а также простой почтальон или смотритель были обязан давать присягу в письменной и устной форме Его Императорскому Величеству, которую принимал священник местной церкви. Все назначения публиковались в Губернских ведомостях и газетах.

Для службы в охране императорской четы отбирались только видные и статные офицеры, каким и был Илларион Лисовский – уроженец Варшавского воеводства и потомок Яна Лисовского – родного брата печально знаменитого атамана Александра Лисовского.

В 1910 году Илларион Лисовский был убит на рабочем месте пулей одного из горцев из банды Зелимхана, время от времени нападавшей на город-крепость Грозный. Его жена Христина (Евдокия) Черновицкая и двое детей Михаил и Полина получали за отца государственную пенсию. Оба закончили гимназию…

Часть 1.

Александр Лисовский

Александр Юзеф Лисовский (Вильна, 1575-80 г. – Вязьма, 11 октября 1616 г.) – польско-литовский шляхтич, атаман, гетман, который во главе легких кавалерийских отрядов («лисовчиков») разорял территорию России во время Смутного времени. Предположительно, закончил иезуитскую школу. Начал военную карьеру в войске Валашского господаря Михая Храброго из династии Басарабов. Но после вторжения в объединенные дунайские княжества польских войск в 1600 году не захотел сражаться против своих и присоединился к землякам под хоругвь старосты каменецкого Яна Потоцкого. В 1604 году проявляет неповиновение короне, но находит службу в войске каштеляна Януша Радзивилла – государственного деятеля Великого княжества Литовского.

Род Лисовских герба Ёж происходит из королевской Пруссии. Здесь, в Хелминском воеводстве, располагалось их родовое гнездо Лисево (Лисово). В середине 16 века братья Ян, Ежи, Кшиштоф и Щенсны, переехали в Литву. Кшиштоф и Ежи поступили на военную службу. Щенсны стал наместником кардинала, а Ян связал свою судьбу с могущественным родом Кишков. В качестве сопровождающего старосты жмудского Яна Кишку объездил всю Европу, затем закончил Базельскую академию, перешел в протестантизм. Вернувшись из Швейцарии вступил в брак с панной Анной Шумкувной из воеводства Ново-грудского и обосновался в Виленском воеводстве, где ему принадлежали две деревни: Кракошин и Вольки. В их семье родились три дочери и девять сыновей. Помимо Александра Юзефа известны имена еще пятерых – Ян, Станислав, Стефан, Миколай и Юстиниан.

Александр был объявлен вне закона за участие в Рокоше Зебжидовской – легальном восстании шляхты против короля Сигизмунда III Вазы (1606-1609 гг.), возникшее из-за внешней политики Речи Посполитой (войны со Швецией) и внутренней – попытке лишить шляхту большей части общественных и частных привилегий. Тогда вместе с 600 бойцами он укрылся от закона – ушел в Россию, где поддержал Лжедмитрия II, за что позже получил чин полковника. Отправляясь на восток, Александр в то же время шел по стопам своего брата Миколая, который ранее принимал участие в авантюре первого самозванца. В рядах сторонников Лжедмитрия Миколай вошел в Москву, а в мае 1606 года, после убийства «царя», оказался в плену. Миколай томился в неволе 7 лет вплоть до самого 1613 года. В день, когда Александр повел к русским пределам две сотни казаков, он вполне мог подумать о возможном освобождении брата…

Батько Лисовчик, как называли его казаки, был суров, но справедлив, ввел железную дисциплину, а неподчинение карал смертью. Не признавал обозы, тяжелую амуницию, пушки, а потому создал особый вид войск – легкую кавалерию, способную на фантастические в те времена марш-броски. Он был первым, кто ввел в России тактику партизанских боевых действий: скрытность передвижений, внезапные налеты, а при неудаче – быстрые отходы. Его отряды неохотно вступали в открытый бой с большим войском, зато преуспевали в жестоких грабежах населения и монастырей.

Весной 1608 года Лисовский предпринял успешный рейд по Рязанским землям, разбив в Зарайской битве царскую армию, но вскоре потерпел поражение в битве у Медвежьего брода и с трудом прорвался в Тушинский лагерь – стан Лжедмитрия II – его столицу (с 1608 г.- 1609 г.). Его отряды принимали участие в осаде Троицкого монастыря, занимали города Шую, Плёс и Кинешму. Пытался деблокировать Ипатьевский монастырь в Костроме, но потерпел поражение. Захваченный Суздаль он избрал своей базой.

После официального вступления в войну Речи Посполитой, Александр Лисовский перешёл на сторону короля Сигизмунда III, который снял с него прежнюю «ифамию». В 1610 году начал свой поход на запад. Разграбил Ростов, затем у Калязинского монастыря неожиданным ударом разгромил русский гарнизон Давыда Жеребцова. Далее подступил к Твери, Торопцу, вышел к Великим Лукам, а затем двинулся к Пскову, где обосновался в крепости Заволчье.

В 1613 году успешно воевал под Смоленском, получил материальную составляющую чина полковника Его Королевского Величества и патент на формирование нового полка, получившего название «лисовчики».

В истории России есть такой термин «Рейд Лисовского» – эпизод русско-польской войны, в ходе которого лисовчики в количестве до 2000 человек, под командованием Александра Лисовского, совершили поход вглубь России (для отвлечения русских от осады Смоленска), описав в 1615 году большую петлю вокруг Москвы и возвратившись на территорию Речи Посполитой, в Мстиславль на Смоленщину, которую в то время контролировали поляки. Национальный состав мобильного отряда всадников был пестрым: поляки, литовцы, белорусы, немцы, татары, казаки, ирландцы и шотладцы. Он не финансировался Польшей, а целиком кормился за счет военной добычи. В данном рейде за счет захвата и разорения Карачёва, Орла, Болхова, Белёва, Перемышля, Ржева, Торжка, Романова, Шуи. Брянск, Лихвин и Псков ему взять не удалось, как и Юрьевец, где его отряд был разбит доблестным князем Михаилом Скопиным-Шуйским по молитвам св. прп. Макария Калязинского. Против лисовчиков были также брошены войска князя Михаила Пожарского… Но общий успех рейда Лисовского окрылил поляков, и они организовали спустя 2 года Московский поход Владислава, намереваясь посадить на русский престол своего королевича и заключить унию, подобную той, которая присоединила Литву к Польше. За данный рейд Лисовский был удостоен аудиенции у короля и получил 10 тысяч флоринов на новый поход.

Собрав войско под Гомелем, 25 сентября 1616 года он выступил к Стародубу. Но вновь погромить Русское государство Лисовскому не удалось. В Комарицкой волости он внезапно упал с коня и умер. Александр не оставил после себя потомков, но в памяти своего народа остался как непревзойденный военный талант, неуловимый партизан, вождь малой войны, творец польских казаков. Историк-романтик граф Маврикий Дзедушицкий, автор двухтомного «Краткого описания историй и деяний лисовчиков» писал с восторгом:

«Лик их марсов, головы и бороды обриты, отпущены лишь чуб и усы. Оружие их – кривая сабля, лук и колчан, рушница висит за плечами да в руке длинная рогатина… Сей солдат обошёл всю Россию от моря Ледовитого до Каспийского, от гор Уральских до Днестра, прошёл Финляндию, Венгрию, Силезию, Моравию и Чехию … пересёк Альпы и заглянул в Италию, дважды переправлялся через Рейн, побывал в Лотарингии, Шампани, Пикардии, поразил своим явлением Париж – это лисовчик, гражданин мира, имя коего в семнадцатом столетии ведомо всем было». Их действительно боялись и уважали, как серьезную военную силу в Европе и опасного врага в России.

Часть 2.

Лисовский и Пожарский

После известия о захвате Карачева  против Лисовского были направлены новые войска во главе с воеводами князем Дмитрием Михайловичем Пожар­ским, Степаном Ивановичем Исленьевым и дьяком Семым Заборовским. Свою рать они собирали по мере продвижения Боровск – Калуга – Болхов, двигаясь к ставке Лисовского с великим «бережением». В целом численность армии составляла почти семь тысяч человек: дворян, стрельцов и казаков. Среди них – отряд из 11 ирладцев и шотладцев, в их числе был и Георг Лермонт во главе с ротмистром Яковом Шавовым. Под командование воевод были также переданы силы из татар, чувашей и черемисов (черкесов), что окончательно составило 14828 человек, это многократно превосходило численность армии Лисовского. Но первоначально в распоряжении Пожарского было всего 690 дворян.

Лисовский всячески избегал встречи с идущим на него сильным противником, ускользал и нападал там, где его никто не ждал. Однако встреча с русским авангардом все же произошла, и в трех верстах от Орла состоялось сражение…

/Продолжение следует/.