История фотографии

Письмо в редакцию

История фотографии

Уважаемая редакция, пишет вам ветеран труда Александр Попов из Новосибирска, и я хочу рассказать историю нескольких фотографий, сделанных в Кисловодске в 1955 году.

 Мой отец, Попов Михаил Абрамович, – участник Великой Отечественной войны. В январе 1942 года, будучи учеником 10 класса далёкого сибирского села Лобино Новосибирской области, ушёл на фронт. Всю войну был артиллеристом-наводчиком, сначала в противотанковом дивизионе, а начиная с Курской битвы в батарее при пехоте и вместе с ней прошагал тысячи и тысячи километров от Москвы до Берлина. После войны, вернувшись домой, он осуществил свою мечту, став учителем в своей родной школе. (М.А. Попов, 1945г.)

Хорошо помню, как в раннем детстве из фанерного чемоданчика отца я доставал его фронтовые награды и документы. Мне нравилось рассматривать их и наблюдать, как от солнечных лучей они искрятся и переливаются золотом. Также были в этом чемоданчике военные документы и фотографии, среди которых и те, о которых пойдёт речь (Красные Камни, мой отец стоит 2-й слева) (Курортный парк, мой отец стоит в последнем ряду, 1-й слева)

На вопрос, где эти фотографии сделаны, отец отвечал: в городе, где самый лучший в мире воздух и откуда виден Эльбрус. Конечно, и одно, и другое в 7 лет было для меня сложно воспринимаемым, но, тем не менее, эти слова отца запомнились.

В дальнейшем, многократно рассматривая кисловодские фотографии, я захотел посетить эти места. И вот спустя много лет, выйдя на пенсию, мы с женой решили поехать в Кисловодск, взяв с собой две сохранившиеся фотографии.

По приезду 16 октября этого года в Кисловодск, несмотря на дальнюю дорогу и усталость, мы идём в курортный кисловодский парк. Буквально через несколько минут, поднявшись от Колоннады по аллее вверх, сразу же находим место первой съёмки на Красных Камнях. Удивительно было то, что раньше увиденное мной на фотографии теперь находилось рядом. Я мог рассмотреть и потрогать то, что видел мой отец, и, возможно, почувствовать то, что чувствовал он.

Оставалось найти ещё одно место съёмки, но в тот день нашу экскурсию пришлось завершить – начался сильный ливень. На следующий день снова едем в парк, чтобы продолжить поиск, но в отличие от места на первой фотографии эта попытка успеха не принесла. Так повторялось несколько дней подряд, несмотря на наши обращения к часто встречающимся туристическим группам и экскурсоводам. Устав от многодневных поисков, 22-го октября мы решили посетить Свято-Никольский собор, а затем зашли в находящийся рядом историко-краеведческий музей «Крепость». Пока мы рассматривали уличные экспонаты на территории музея, неожиданно появилась туристическая группа. Я обратился к девушке-экскурсоводу с вопросом, где могло бы быть интересующее меня место, при этом не особо надеясь на успех. И что я слышу: «Пойдёмте с нами, это место здесь, совсем рядом»! Пройдя вдоль стены старинного здания и спустившись по крутой лестнице вниз, мы попали на территорию парка, где уже проходили несколькими днями ранее, но экскурсовод, показывая на вершины высоких деревьев, за которым просматривались внушительные колонны санатория, уверенно сказала, что это и есть разыскиваемое мной место. Поблагодарив экскурсовода, мы распрощались, и чуть позже я понял, что от переизбытка чувств забыл спросить её имя.

Подходя со стороны речки Ольховки, ближе к предполагаемому месту, на крутом склоне мы увидели необыкновенно красивый корпус здания, а когда поднялись по крутым ступенькам вверх – о чудо – моему взору открылась та самая лестница, на ступенях которой была сделана фотография группы отдыхающих в 1955 году. Простояв довольно долго у закрытой калитки, зайти в этот раз на территорию санатория мы не смогли. Но, несмотря на это, я был счастлив, что нашёл ещё одно место, где когда-то был мой отец, и благодарил судьбу за то, что помогла встретить доброжелательного, знающего экскурсовода. Возможно, опубликовав в газете эту историю, мы узнаем, как зовут этого отзывчивого человека. Точно помню, что экскурсионная группа приехала в Кисловодск из Пятигорска.

На следующий день мы с женой снова приехали к данному месту. Оказалось, что это здание бывшей грязелечебницы города Кисловодска, и оно было построено в 30-х годах прошлого века. К сожалению, сейчас это здание не используется и находится в заброшенном состоянии. Подойдя снова к калитке, мы чуть подождали – и нам повезло. В это время отдыхающие санатория «Крепость» выходили в парк. Знакомство с историей продолжилось. Всё было практически таким, как изображено на фотографии – те же зубчатые маршевые ограждения, идущие снизу вверх, та же рустованная каменная облицовка стен. Почти всё сохранило тот облик, каким это видел мой отец раньше, даже деревья – время будто остановилось. Мы дышали тем же воздухом – лучшим в мире воздухом Кисловодского парка и были счастливы.

В дальнейшем, находясь в санатории Кисловодска мы, конечно, побывали и в Ессентуках, и в Пятигорске. А ещё мы убедились, что в ясный солнечный день из Кисловодска и с подножья горы Машук можно увидеть Эльбрус, и конечно, эти места стали для нас родными, и захотелось приехать сюда ещё!

С уважением, Александр Михайлович Попов, ветеран труда

29.11.22 г.

 P.S. Хочу пожелать трудолюбивым и гостеприимным жителям Кавказских Минеральных Вод успехов во всех делах, и процветания.

Так же хочу через вашу газету ещё раз передать слова благодарности экскурсоводу из г. Пятигорска, которая, находясь 22 октября 2022 года примерно в 14:30 с экскурсией в Историко-краеведческом музее «Крепость» г. Кисловодска, помогла осуществить мою мечту.