Он всегда мечтал о ВДВ

Он всегда мечтал о ВДВ

18 августа 1980 года при выполнении боевого задания под Кабулом в бою погиб гвардии рядовой, старший радиотелефонист десантно-штурмового батальона Владимир Генрихович Подольский. Эта статья, по сути, первая публикация о герое – нашем земляке в региональной прессе, хотя имя его занесено навечно во всесоюзную Книгу Памяти.

Прошло более 30 лет, как советские войска вывели из Афганистана, но боль о погибших в наших сердцах не утихает до сих пор.

– Мне часто снится сон, что мой брат вернулся с войны домой. Мы были очень близки, и когда я узнал о его гибели, то долго не мог поверить. Да и сейчас, если честно, до конца не верю, что его нет, – рассказывает брат Владимира Александр.

– Нет, сомнений не было. Его же привезли хоронить сюда, в Кисловодск. В цинковом гробу было окошко напротив лица, – мрачная тень пробегает по лицу Александра Генриховича. – Но знаете, он так любил жизнь… А ещё был очень сильным и спортивным. Армия в его лице получила готового десантника-бойца.

Лицо Александра Подольского меняется, глаза начинают светиться гордостью.

– Он с самого детства мечтал служить в десантных войсках. Когда учился в третьем классе, где-то достал армейскую фуражку с эмблемой  ВДВ, так в любую свободную минуту надевал её и говорил, что скоро пойдёт в армию.
Учился в четвёртой кисловодской школе. Уже в младших классах начал заниматься борьбой. Очень любил спорт, отдавался ему полностью. Как-то наша семья собралась на море, так Володя наотрез отказывался ехать, пока родители ему не пообещали, что найдут и на море секцию, чтобы не пропускать тренировки.

Он быстро добился первых результатов. Начались регулярные соревнования и победы на разных уровнях. Владимир начал посещать другие секции: самбо, ушу, тхеквондо. Тогда каратэ было в Советском Союзе под запретом, но брат узнал, что в Ессентуках есть подпольная секция, ездил заниматься туда. Очень увлёкся этим видом спорта. Записался на занятия в парашютную секцию.

К школе Володя был равнодушен. Нет, он не был глупым, «двоек» не получал. Учился с «тройки» на «четвёрку», а всё свободное время отдавал спорту и друзьям.

Друзья… Их у брата было очень много. Да и не могло быть по-другому. Володя был весёлым, остроумным, а главное преданным и надёжным. Очень любил справедливость. И если кого-то обижали, готов был тут же прийти на помощь. Случалось разное…

Как-то одного из друзей брата беспричинно побили в другом районе города. Володя, не задумываясь, пошёл «разбираться». Они общались на довольно повышенных тонах. Вдруг сзади брат услышал стремительно приближающийся цокот когтей по асфальту. Он резко развернулся – собака бойцовой породы в прыжке уже летела к его шее. Не секунды не колеблясь, Владимир встретил её ударом ребром ладони по шее. Потом на него в милицию заявление подали за причинённый вред здоровью собаки. А о том, что её натравили на человека, видимо, забыли.

После восьмого класса брат поступил в Кисловодское медицинское училище. Но долго там не проучился. Как-то учёба была не для него. Ему было жалко времени, оторванного от тренировок – всё мечтал об армии. Как спортсмена Владимира Подольского уже знали не только на Ставрополье. Уйдя из училища, он устроился работать в трест зелёных насаждений.

В мае 1979 года, сразу после Дня Победы, мечта нашего героя сбылась: его призвали на службу в армию. Как и мечтал, он попал в воздушно-десантные войска – в Витебскую воздушно-десантную дивизию.

– Знаете, так получилось, что я служил в армии в то же самое время, что и Володя, – продолжил рассказ Александр Генрихович. – Я был на четыре с половиной года старше брата, но в армию пошёл после института, а он практически после школы. Именно в армии я понял, каких высот успел добиться Владимир в спорте. Не раз, когда узнавали, что я родом из Кисловодска, совсем незнакомые мне люди интересовались: «А ты Бойзона не знаешь?»

Бойзоном тогда друзья называли Володю. И когда я говорил, что это мой родной брат, мне рассказывали как красиво он побеждал на тех или иных соревнованиях».

В Афганистан Владимир Генрихович Подольский попал впервые дни войны.

– Когда я об этом узнал, тоже написал рапорт начальству, – после раздумья вновь говорит Александр Генрихович. – И все мои сослуживцы в едином порыве подали такие же рапорта. Потом нам объяснили, что Афганистан – Афганистаном, а границы Союза тоже охранять надо. Я служил в погранвойсках. 

Володя и в армии оставался таким же, каким был дома. На всех фотографиях он с друзьями, улыбается, по его выражению лица видно, как уверен он в себе.

Брат погиб 18 августа, а в сентябре его друг-сослуживец Борис Шубс прислал нам свои стихи.

А прожил он жизнь красиво и ярко,
Не многим постарше прожить так дано.
Он воином был, в предутренней схватке
Ему на мгновенье – не повезло.
Век наш не лёгкий, он горечь таит.
Строить, любить не дают нам спокойно.
Подольскому Вовке – хотелось жить,
И быть гражданином Отчизны достойным.

Александр Генрихович вглядывается в пожелтевшие исписанные красивым ровным почерком тетрадные страницы.

– Это последнее письмо Володи, оно пришло к нам домой, когда его уже похоронили.  «…У меня всё нормально. Здоров. Жара здесь стоит +57°. Переносим климат нормально. Уже привыкли…» Пробуем представить эти +57, от одной мысли бросает в пот. А он так спокойно…

И ещё: «…Делали показуху (показные выступления для фотосъёмки – авт.) по каратэ. Я здесь собираю материалы по этому виду (спорта – авт.). Мама, ты писала мне, что отец купил книгу «Karate».

Я очень прошу, вышлите мне её сюда заказным письмом. Мне очень нужно!» Просто в голове не укладывается, насколько надо быть преданным спорту, чтобы даже на войне думать о нём…

За свой последний бой Владимир Генрихович Подольский награждён орденом Красной звезды, посмертно.

Георгий ГОНЧАРОВ,

школа №2.

Фото из архива семьи Подольских